Важная составная часть деятельности преподавателя – организация самостоятельной работы на уроке. Ее можно организовать на разных этапах процесса обучения: при подготовке учащихся к восприятию нового материала, при изучении нового материала, а также при совершенствовании знаний и повторении пройденного.
Каждая самостоятельная работа, являясь элементом единой системы, тесно и органично связана с другими. Такая связь обусловлена едиными принципами создания заданий. Главный из них – направленность заданий на формирование и развитие основных понятий географии в процессе обучения. Другой важный принцип – подчиненность всех заданий целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, при их проведении задания последовательно усложняются как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом. Их взаимосвязь ведет к формированию системы знаний.
Все самостоятельные работы должны содержать конкретный материал, изучаемый студентами, соответствовать целям и задачам урока, способствовать развитию знаний и умений студентов, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.
Ниже приведены задания, которые можно использовать при организации самостоятельной работы по дисциплине география.
Тема: Сельское хозяйство мира
1. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу, отражающую наличие двух групп сельского хозяйства в мире, отразите в ней их отличительные особенности, состав отраслей.
Группы сельского хозяйства в мира
Показатели | Товарное сельское хозяйство | Потребительское сельское хозяйство |
Включает в себя | ||
Отличается |
2. На основе текста учебника, выявить каковы особенности сельского хозяйства экономически развитых стран, развивающихся стран, найдите черты сходства и различия.
3. В тексте учебника найдите определение термина «зеленая революция». Ответьте на вопросы:
а). Определите основные направления «зеленой революции».
б). Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных хозяйствах?
в). В чем заключается значение «зеленой революции»?
г). Почему именно на зерновых культурах используются достижения «зеленой революции»?
д). В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты?
4. Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу:
Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур
Культура | Центр происхождения | Основные районы выращивания |
Какао Кофе Картофель Сахарный тростник Натуральный каучук |
5. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу.
Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания
Типы растениеводства | Основные культуры | Страны производители |
Зерновые культуры | Пшеница | |
Рис | ||
Кукуруза | ||
Кормовые культуры | Корнеплоды (кормовая свекла); травы (люцерна, тимофеевка, др.) | |
Технические культуры | Волокнистые: а) Хлопчатник | |
б) Джут | ||
в) Лен | ||
Масличные: а) Соя | ||
б) Арахис | ||
в) Подсолнечник | ||
г) Оливы | ||
Сахароносные: а) Сахарный тростник | ||
б) Сахарная свекла | ||
Тонизирующие: а) Кофе | ||
б) Чай | ||
в) Какао | ||
г) Табак | ||
Каучуконосы (гевея) | ||
Клубнеплоды | Картофель | |
Плодовые культуры | Виноград | |
Бананы |
6. Составьте схему « Структура животноводства мира» используя карты атласа, текст учебника, включите в нее информацию об отраслях животноводства, странах производителях.
Тема: «География транспорта мира»
1. Пользуясь текстом учебника, составьте схему изображающую структуру транспорта.
2. Познакомьтесь с понятием «мировая транспортная система», определите ее масштабы. Выявите особенности понятия «региональная транспортная система», назовите их.
3. Пользуясь учебником, приведите примеры влияния НТР на транспорт в целом. Приведите примеры влияния НТР на некоторые виды транспорта, отразите информацию в виде схемы.
4. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу «Географические различия в мировой транспортной системе»
Показатели | Транспортные системы развитых стран | Транспортные системы развивающихся стран |
Протяженность | ||
Грузооборот | ||
Плотность транспортной сети | ||
Технический уровень | ||
Взаимодействие видов транспорта | ||
Конфигурация транспортной сети | ||
Подвижность населения |
5. Особенности развития транспорта определите на основе использования карт, текста учебника, дополнительного материала по заданиям в инструктивных карточках для каждой группы.
Карточка 1. Автомобильный транспорт.
Карточка 2. Железнодорожный транспорт.
Карточка 3. Морской транспорт.
Карточка 4. Трубопроводный транспорт.
Карточка 5. Воздушный транспорт.
Определите место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте.
Выявите, какое место занимает воздушный транспорт в мировом грузообороте.
Какие страны выделяются по пассажирообороту этим видом транспорта.
Назовите крупнейшие аэропорты мира.