Форма организации: групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Тип урока: Урок-игра.
Оборудование: 6 компьютеров + 1 компьютер учителя, проектор, дидактический материал: карточки с дополнительным материалом (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3), программа электронного калькулятора NumLock Calculator.
Методическое обеспечение: презентация (Приложение 1).
Цели:
Требования к знаниям и умениям:
Ход урока
Учитель | Учащиеся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент (2 мин.). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Валерьевна. Сегодня я проведу у вас конкурсный урок. Мы расширим и углубим знания по информатике, попытаемся на практике применить эти знания. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (2 мин.). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На столах у вас лежат карточки разного цвета. Возьмите карточку зелёного цвета. Ознакомьтесь с текстом: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». | Непонятные числа (данные) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эти данные записаны в другой системе счисления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Через 1 год |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
200) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почему? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из каких цифр они состоят? | 0, 1, 2, 3, 4. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помогут ли нам эти цифры в разгадке этого числа? | Нет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как называются цифры, которые мы используем в жизни? | 1, 3, 2, 3, 4, 5, 6. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какой способ используется для записи этих цифр? | Арабские. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие ещё способы записи вы знаете? | Римские. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое способ записи чисел? Или как называется способ записи чисел? | Системы счисления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие системы счисления вам известны? | Позиционные и непозиционные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Попробуем сформулировать тему урока. | Системы счисления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? | Расширить знания по теме «Системы счисления». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Договоримся, что целью урока будет расширение и углубление знаний по теме «Системы счисления». |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Сообщение правил игры (1 мин). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работу мы организуем в форме игры «Информационное лото». |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы разделились на 4 группы. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый конкурс мы выберем вместе, а следующий выберет команда победитель. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Победителем считается та команда, которая первая и правильно выполнит задание. Если команда при ответе допускает ошибку, право ответа передается другой команде. Тогда вторая команда считается победителем. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
За правильный ответ команда получает балл. Его мы фиксируем на доске с помощью фишек. Они лежат у вас на столах. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приступаем. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбираем конкурс. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс “SOS” (карточка желтого цвета). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее: к какой системе счисления, позиционной или непозиционной относятся следующие системы счисления: римская, двоичная, древнеегипетская, алфавитная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная. | Позиционные – двоичная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непозиционные – римская, древнеегипетская, алфавитная. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс «Чёрный ящик» (оранжевого цвета). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калькулятор у вас свернут на панели пуск. Откройте его. Используя приложение Калькулятор OC Windows заполнить таблицу: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс «Нарисуй фигуру» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переведите числа в скобках из двоичной системы счисления в десятичную. По полученным координатам постройте фигуру. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. приложение 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернемся к «Странному письму». |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Можем мы расшифровать сейчас это письмо? | Можем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как? Вспомним, что в нем странного? | Числа записаны в одной системе счисления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В какой? | 10 и т. д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В какой наименьшей системе счисления можно записать все эти числа сразу? | 5. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифровку письма фиксируется на слайде. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понятно ли вам сейчас это письмо и какой прием мы использовали для решения этой задачи? | Создание презентаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не пора ли нам перейти к практике, поработать на компьютерах (Конкурс «Эрудит»). | Конкурс «Эрудит». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рабочем столе есть папка «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». Задание будет следующее: подготовить презентацию по теме «Системы счисления». | Создайте презентации по теме «Системы счисления». Дополнительный материал к презентациям находится в папке «ПРЕЗЕНТАЦИИ» на рабочем столе по следующему плану:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, кто готов? Кто хочет показать свою презентацию? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока (3 мин). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие знания вы использовали на уроке? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие новые знания вы приобрели? | Работа с калькулятором, построение фигуры с использованием перевода, создание презентаций на других предметах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание (1 мин). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Попробуйте создать презентацию по любимому предмету и записать её на диск, который я вам дарю на память о нашем занятии. |
|
До свидания.