Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок Особенности освоения Камчатки и Аляски (русской Америки)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 268

Несина Елена Васильевна, учитель истории и обществознания

Время: 1 урок.

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

Мотивация:

Основные понятия: Русско-Американская компания (РАК), ительмены, коряки, алеуты, эскимосы, индейцы-тлинкиты.

Оборудование: карты “Великие географические открытия”, “Освоение Сибири”, историко-географический атлас “Люби и знай свой край”, иллюстрации портретов землепроходца В.Атласова, мореплавателей В.Беринга, П.Чирикова, промышленников Г.И.Шелехова, А.А. Баранова, фрагменты видеофильма “По Камчатке”.

План урока:

  1. Народы Камчатки и Аляски.
  2. Открытие Камчатки и Аляски – составная часть Великих географических открытий.
  3. Особенности освоения Камчатки и Аляски.
  4. Причины продажи Аляски и сохранения Камчатки.

Так как тема “Особенности открытия и освоения Камчатки и Аляски” является продолжением ранее изученных тем “Великие географические открытия” и “Освоение Сибири и Дальнего Востока”, то учащимся даются предварительные задания по учебникам Новой истории и Истории России с древнейших времен до концаXVIII века повторить причины Великих географических открытий, освоение Сибири и Дальнего Востока, по книге Сергеева В.Д. “Страницы истории Камчатки” подобрать материал о природе, населении, занятиях Северной Америки и Камчатки до конца XVIII века. Класс делится на две группы, каждая получает дополнительное домашнее задание, которое они должны соответственно оформить для урока: обозначить этапы открытия и освоения Камчатки (1 группа) и этапы освоения Алеутских островов и Аляски (2 группа).

Ход урока

Для того чтобы учащиеся могли охарактеризовать географическое положение, природные условия, время расселения, хозяйственно-культурные типы населения Камчатки и Аляски, проанализировать причины открытия и особенности освоения Камчатки и Русской Америки, им предлагается по ходу урока заполнять таблицу, используя историко-географический атлас “Люби и знай свой край”, сведения, полученные ими при подготовке к уроку по книге Сергеева В.Д. “Страницы истории Камчатки” и учебнику новой истории.

Вопросы для сравнения Камчатка Аляска
1. Население
2. Время заселения
3. Хозяйственно-культурные типы
4. Сроки освоения
5. Причины освоения
6. Способы освоения
7. Районы освоения, причины

Для ответа на п. 1 таблицы учащимся предлагается использовать атлас “Люби и знай свой край”.

Примерный ответ:

Камчатка – ительмены, оседлые и кочевые коряки, на севере – чукчи, на Алеутских островах – алеуты, на Аляске – эскимосы, индейцы.

Используя отрывок из статьи ученого-археолога Дикова Н.Н. (на парте) ответить на п. 2 таблицы: “Великое оледенение. Крайний восток Азии. Очертания его берегов незнакомы. Берингова пролива нет… В свободных ото льда промежутках раскинулись тундры… Стада рыжих косматых мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков и северных оленей возвращаются в глубь страны от морского берега, где они все лето спасались от комаров и оводов. За животными двинулись и люди. Огни их становищ золотой цепочкой мерцают за снежной далью…..

Наконец 10 тысяч лет назад льды освободили долины и плоскогорья Чукотки, Камчатки, Северной Америки и Берингии. Беренгия медленно погружалась в воду…. Два океана – Ледовитый и Тихий соединились, образовав Берингов пролив…

Народности этой сибирской окраины, как и вообще все северные народности, внесли большой вклад в развитие культуры хотя бы тем, что именно они освоили суровый Север планеты. В эпоху верхнего палеолита, мезолита и раннего неолита племена Чукотки и Камчатки стояли в одном ряду с другими племенами земли. Именно тогда здесь проходил великий путь переселения людей из Азии в Америку….

У этого самоотверженного отряда человечества, принявшего на себя самые жестокие удары природы, оказалась поразительная сила духа и развились замечательные человеческие моральные качества: смелость, честность, любовь и дружеская взаимопомощь. Таким образом, народы Северо-Востока не остались в стороне от общечеловеческого исторического процесса. И хотя развитие техники и общественного строя у обитателей Чукотки и Камчатки (и Северной Америки) с некоторых пор в прошлом стали отставать, в морально-этическом отношении северные племена никогда не отставали от других народов”

Примерный ответ: Так как расселение происходило примерно в одно время, то 25 – 40 тысяч лет назад человек появился и на Камчатке, и на Аляске. А 10 тыс. лет назад началась изоляция народов этого региона.

Вопрос: Используя свои знания и опираясь на историко-географический атлас, определите, какие хозяйственно-культурные типы оформились на Камчатке и Аляске (п. 3 таблицы)?

Примерный ответ: Благодаря единому миграционному потоку у народов Камчатки и Аляски сходный тип коренных жителей; схожие климатические и географические условия, поэтому занятия и быт населения будет схожим.

В центральной Камчатке у предков ительменов – рыболовство, в северной части Камчатки – кочевых коряков – охота на дикого оленя, у оседлых коряков – морской зверобойный промысел и рыболовство. На Аляске у эскимосов – охота на дикого оленя, у алеутов - морской зверобойный промысел и рыболовство, у индейцев – охота и рыболовство. Отставание в развитии производительных сил и общественных отношениях все более сказывались из-за изоляции и отдаленных этих мест.

II. На основе слов учителя, ответов учеников на проблемные вопросы и подготовленного домашнего задания по группам учащиеся заполняют пп. 4 – 7 таблицы.

Слово учителя: Освоение русскими Сибири является составной частью мировой эпохи Великих географических открытий, включало в состав России многочисленные народы. Сибирь и Дальний Восток были объектами русской колонизации. Продвижение русских на восток преследовало либо государственные – сбор ясака, поиск руд благородных металлов, либо торговые цели – обмен и скупка пушнины и моржовой кости. Колонизация Сибири началась в XVI веке с походов Ермака, а в XVII веке происходит уже интенсивная колонизация Сибири и уже к 40-м годам XVII столетия русские вышли к Тихому океану, а к 50-м годам уже пределов Камчатки (р. Пенжины) достиг Михаил Стадухин и менее чем за 50 лет был открыт и присоединен полуостров к Российской империи.

Учащимся 1-й группы было дано домашнее задание – обозначить этапы открытия и освоения Камчатки (примерный план):

1650 г. р. Пенжины достиг Михаил Стадухин.

1658–1661 г. – от р. Пенжины на полуостров отправился Иван Камчатой с людьми.

1662–1663 г. – Иван Рубец дошел до верховьев Камчатки.

1695–1696 – экспедиция Луки Мороско (Старицына), привезшего в Анадырь сведения о Камчатке.

1697 г.–полуостров Камчатка изображен на карте Ремезова.

1697–1699 г. – экспедиция казаков В. Атласова, обложившая ясаком местное население.

1697 г. – установление “по обету” креста на р. Камчатке В. Атласовым со товарищами, по традиции обозначавшее принадлежность этой земли государству.

Владимир Атласов первым из русских людей исследовал Камчатку и выполнил историческую миссию – окончательно закрепил Камчатку за Россией.

Проблемный вопрос: Какова характерная черта открытия и освоения Камчатки?

Примерный ответ: Камчатку открывали и осваивали экспедиции казаков, посланных государством, их главной задачей было приведение местных народов “под высокую государеву руку”, сбор ясака, строительство острогов с целью закрепления территорий за государством и подавление возможного недовольства местного населения.

Слово учителя: В первые годы XVIII века интерес к открытию и освоению земель на Северо-Востоке усилился – этому способствовало экономическое и политическое развитие России в эпоху преобразований Петра I. Открытие Берингом и на Камчатке оживленный интерес.

Учащимся II группы дано было домашнее задание - этапы освоения Алеутских островов и Аляски (примерный план):

1743 г. – неудачная экспедиция Е.Басова и Е.Санникова на Командорские острова, но он подал пример похода за промысловой удачей.

1745 г. – 1764 гг. – экспедиции промышленников и промысловых артелей, открытие архипелагов Алеутских островов.

70-е годы – русские промышленники осваивают материковое побережье.

80-е годы XVIII века начали возникать крупные торгово-промысловые компании.

1781 г. – образование Северо-американской компании купцов Г.И. Шелихова и И.И. и М.С.Голиковых с целью “основания на берегах и островах американских селений и крепости”.

1784 г. – на о. Кадьяк основано первое русское поселение.

1790 г. – создание Предтеченской, Уналашкинской компаний, послание управителем Баранова А.

лето 1795 года – смерть Шелехова Г.И., конкурентная борьба различных промысловых компаний за монопольное владение пушными богатствами Русской Америки.

1997 г. – образование “Соединенной Американской купцов Шелиховых, Голиковых и Мыльникова компании”.

1799 г. – принятие под императорское покровительство вновь создаваемой монопольной Российско-американской компании (РАК).

Проблемный вопрос: Каковы особенности присоединения и освоения Аляски?

Примерный ответ: Аляску открывали и осваивали промышленники, частные купеческие компании и даже РАК, не смотря на то, что в число акционеров входили “высочайшие особы”, оставалась по преимуществу частным купеческим объединением.

Проверка заполнения таблицы учащимися

Примерные выводы:

III. Лекция учителя: Дальнейшее развитие Камчатки и Русской Америки зависело от выбора основного направления внешней политики царского правительства на Дальнем Востоке, Тихом океане. На десятилетия Камчатка становится центром деятельности экспедиций по освоению Курильских островов, Алеутских островов, Русской Америки, Чукотки, уточнению представлений об Охотском море, побережью Тихого океана, Японии, что способствовало освоению и заселению самой Камчатки. Русских поселенцев становилось все больше и доставлять “хлебное жалованье” становилось все труднее, что положило начало огородничеству и хлебопашеству. По идее правительства для этого переселили несколько крестьянских семей и даже Сомовский солдатский полк тоже обязывали не только нести военную службу, но и заниматься хлебопашеством. Но хлебопашество на Камчатке не прижилось, а огородничество, скотоводство давало хорошие результаты. Начиналось исследование полезных ископаемых. Открывались миссионерские школы. А в первой половине XIX века Камчатка становится центром кругосветных экспедиций, что привело к изменению управления Камчаткой. По положению от 9 апреля 1812 года назначался начальник Камчатки из моряков и подчинялся иркутской губернской администрации, центром становился Петропавловский порт. В 40-е годы будущее Камчатки зависело от того, где будет сосредоточены основные силы зарождающегося Тихоокеанского флота. После обороны Петропавловского порта 1854 года и решения о переводе флота в устье Амура интерес к Камчатке будет потерян, даже Петропавловский порт превратится в захудалую деревеньку.

РАК продолжала освоение новых территорий, где приходилось сталкиваться с воинственными тлинкитами, основание новых крепостей, развивала пушной промысел, поиск источников снабжения – от организации поселений на юге, до заключение договоров на поставку продовольствия с “бостонцами”. Но РАК не могло существовать без финансовой поддержки государства, без предоставляемых им льгот. И хотя РАК помогало русскому правительству в проведении экспансионистской политики, тем не менее, торговые интересы и практическая деятельность русских колонистов в Америке все чаще вступали в противоречие с консервативным курсом царского правительства. В правительстве все большее влияние получали сторонники идеи, что “России не предначертано большое развитие ее морских сил” и поэтому она должна с большой осмотрительностью относиться к торговле на отдаленном расстоянии от центра и основных портов. Консервативный характер политики феодально-крепостнической России на Тихом океане и северо-западе Америки проявился в скептическом отношении к проектам развитии торговых связей Камчатки и Русской Америки с Филиппинами, Калифорнией, Кантоном, о принятии в русское подданство Каумуали “владельца Сандвичевых островов”, о присоединении Гавайских островов, в период заключении конвенции 1824-1825 годов с США и Великобританией, которая нарушала привилегии кампании и др.

У Русской Америки одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем на протяжении ее истории оставалось малочисленность населения В самые лучшие годы русское население не превышало 550 человек А местного населения, включая сюда независимое индейское население не более 40 тыс

Хозяйственная деятельность РАК, особенно в последние годы была не вполне удовлетворительной, испытывала серьезные экономические трудности: истощение пушных богатств, усиливающаяся конкуренция иностранных торговцев на китайском рынке, что выразилось в сокращении добычи пушнины. А наиболее успешной стороной деятельности РАК были географические, гидрографические и этнографические исследования, которые начались в XVIII и были продолжены в I половине XIX века, все более активно исследуются северные и внутренние районы Аляски, но в 1850-е годы центр тяжести географических работ переместился на Сахалин и Амур.

IV. Слово учителя: Из сказанного очевидно, сколь проблематичным было освоение Камчатки и Аляски, хотя освоение новых территорий было достаточно успешным. Так почему же вопрос о судьбе Русской Америки возник задолго до реальной продажи Аляски Соединенным Штатам, а предложения о продаже Камчатки были тоже достаточно настойчивы?

Примерный ответ учеников: Причины, делавшие продажу Русской Америки желательной:

Причины, делавшие продажу Камчатки желательной:

Проблемный вопрос: Как видим, причины, которые делали продажу Россией Русской Америки и Камчатки были схожи. Почему же Русская Америка была продана, а Камчатка – нет.

Примерный ответ: Причины продажи Русской Америки:

  1. Трудное положение РАК, существование которой необходимо было поддерживать дополнительными льготами и финансовой помощью.
  2. Потенциальная угроза экспансии Соединенных Штатов.
  3. Развитие дружественных отношений между США и Россией и продажа Аляски – устранение очага возможных противоречий в будущем.
  4. Правительственная идея о континентальном, а не морском будущем страны, отказ от приобретения далеких заморских территорий и укрепление позиций на Дальнем Востоке.
  5. Отсталый крепостнический строй.
  6. Малочисленность русского населения (500 – 800 человек).
  7. Индейский фактор (независимость и сопротивление тлинкитов).

Причины сохранения Камчатки:

  1. Правительственная идея о континентальном будущем страны, а Камчатка – примыкает к континенту, не “заморская” территория.
  2. Приморье только начало осваиваться и с потерей Камчатки можно было потерять вообще влияние на Тихом океане.
  3. Японию не считали серьезным соперником на Дальнем Востоке до начала XX века.
  4. Тенденция к стиранию национальных различий, русификация местного населения, утверждение русского языка в качестве языка экономического общения по всей Камчатке.

Вывод: Государство не заинтересовано в сохранении Русской Америки, для него продажа – возможность развивать дружественные отношения с США и боязнь, что при существующем отсталом крепостническом строе Россия все равно не сможет удержать эти “заморские территории” перед лицом бурно развивающихся европейских стран (Англии, Франции) и США, а сохранение Камчатки отвечало интересам государства из-за боязни потерять влияние в Тихоокеанском регионе.

Литература:

  1. Болховитов Н.Н. Россия открывает Америку. 1732-1799. – М.: “Международные отношения”, 1991. 303 с.
  2. Камчатка. XVII – XX вв. Историко-географический атлас (под ред. Жданова Н.Д., д.и.н. Полевого Б.П.). – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. 112 с.
  3. Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992. 190 с.