Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Методическая разработка урока истории по теме Рабство в Древнем Риме. 5-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 568

Сурикова Валентина Владимировна, учитель истории

Цели урока:

Оборудование:

Содержание урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме “Установление господства Рима во всем Средиземноморье”.

1) Как называется раздел, который мы изучаем?

2) Вспомните последние два урока. Сформулируйте, что вы узнали о Риме? (Рим стал сильнейшим государством Средиземноморья)

3) После каких событий римляне стали хозяевами в Западном Средиземноморье? В восточном Средиземноморье?

4) Что означало правило: “Разделяй и властвуй”?

5) Какие два богатых города были разрушены по приказу римского Сената?

6) Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всем Средиземноморье (опорные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолетний опыт)?

7) После каждой победы римляне устраивали праздник . Рассказать как он проходил? (Рассказ по картине “Триумф римского императора”)

Ученику дается карточка № 1.

Подготовь рассказ по картине. Для этого вспомни:
1) Как называется картина?

2)Что такое триумф?

3)Как называли полководца-победителя?

4)Какие группы людей можно увидеть на картине?

5)Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме?

6)Ваше личное отношение к триумфу?

Итак, в результате победоносных войн в Риме скопилось огромное количество рабов.

III. Сообщение темы урока.

IV. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

В 30 г. до н. э. Римский император Октавиан, продолжая завоевательную политику Рима, разбил египетскую армию. Царица Египта Клеопатра послала Октавиану сообщение о своей капитуляции, но, узнав, что для нее заказаны золотые цепи, в которых поведут ее по Риму во время триумфа, покончила с собой. Египет стал очередной провинцией Рима. Всего же у Рима было 36 провинций.

К концу I в. до н.э. Римская армия завоевала северо-западную часть Пиренейского полуострова. Мужчины дрались до последнего, а женщины, прижимая к себе детей, бросались со скал или кидались в огонь горящих хижин, предпочитая смерть рабству.

Мне хотелось бы, чтобы вы к концу урока в своем сердце нашли ответ на вопрос “Почему эти люди так поступали?”

Какие новые слова прозвучали в этом рассказе?

Словарная работа.

Расположить в алфавитном порядке, объясняя значение этих слов.

Раб, эксплуатация, провинция, триумф, амфитеатр, гладиатор, вольноотпущенник, капитуляция, Колизей.

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить , изучая эту тему.

1) Каковы были источники поступления рабов в Рим?(I группа)

2) Где применялся рабский труд? (II группа)

3) В каком положении находились рабы, каково было отношение к ним?

(III группа)

Работа в микрогруппах.

У каждой группы один вопрос, а информация дана по всем. Выбрать материал только для ответа на свой вопрос. Заполнить схему-опору.

Проверка.

I группа. (ответы учащихся)

Дополнение учителя. Наверное, вам интересно знать, как много рабов было в Римской империи? Многие ученые считают, что в среднем соотношение рабов к свободным было:

1:3

Диаграмма.

Если все население Рима условно представить в виде круга, то как бы вы на нем отметили количество рабов? (см. приложение)

II группа. (ответы учащихся)

- Использование труда рабов в сельском хозяйстве.

- Использование рабов для развлечений.

Дополнение учителя. Однажды при Юлии Цезаре сражались 320 пар гладиаторов.

III группа. (ответы учащихся)

Работа с документом “Римские ученые Варрон и Колумелла о рабах”

(учебник стр. 240)

Вывод. Ни в одной стране Древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме.

V. Закрепление изученного на уроке.

1) Вопрос-ассоциация

(Гладиатор — произошло от латинского gladius - меч, т.к. бойцы были вооружены короткими мечами. А гладиолус свое название получил из-за сходства листьев с клинком. Гладиолус имеет второе название — шпажник).

2) Проверка внимания и памяти.

Выбрать из каждой строки нужное и соединить их в исторический факт.

(Все данные использовались в ходе урока)

36, 10 тыс., 320, 50 тыс.

Источник рабов, провинция, амфитеатр, гладиатор, Колизей, Делос, Рим, Юлий Цезарь.

Ответы.

1) Oдним из источников рабов был рынок на о. Делос. Вдень на нем продавали 10 тыс. Рабов.

2) Риму принадлежало 36 провинций.

3) 320 пар гладиаторов сражались в одном бою по прихоти Цезаря.

4) Самым большим амфитеатром был Колизей. Он вмещал 50тыс. Зрителей.

VI. Итог урока.

Ответить на вопрос: почему люди предпочитали смерть жизни в рабстве?

VII. Домашнее задание.

П. №49; тетрадь на печатной основе задание № 57; 58

Приложение 1

Приложение 2