Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для учащихся 6–7-х классов посвящена изучению системы научных знаний и практической деятельности, имеющих целью приобретение и расширение теоретических и практических знаний по курсу биологии и физиологии растений, активизации познавательного интереса к курсу биологии и физиологии растений, а также селекции растений и растениеводству. Это позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить полученные знания на практике.
В школьном курсе биологии вопросы в области анатомии, физиологии, селекции растений отражены недостаточно.
Новизна, актуальность и целесообразность изучаемой программы проявляются в том, что учащиеся получают практические умения и навыки по уходу за комнатными и декоративными растениями, знания специфических особенностей их выращивания, произрастания, сведения об обустройстве и оформлении зон отдыха и труда людей.
Содержание программы может быть интересно учащимся, ориентированным на профессии фитодизайнера, ландшафтного дизайнера, флориста, цветовода, овощевода и селекционера растений. В процессе обучения происходит изучение основных групп комнатных, культурных и декоративных растений, приемов ухода за ними, выращивания, особенностях размножения и акклиматизации, обучение учащихся практическим умениям по возделыванию и уходу за растениями.
Формы занятий предполагают активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: подготовка сообщений, конференции, практические и лабораторные работы, выполнение работ на пришкольном участке, экскурсии, посещение выставок, выездные мероприятия.
Срок реализации программы – 2 учебных года.
Семинары и практические занятия проходят по 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на учеников 6–7 классов (12-14 лет).
Планируемые результаты: учащиеся должны получить навыки ухода за растениями, умения и навыки агротехники возделывания декоративных растений в условиях классного кабинета, оранжереи, пришкольного участка, полевых условиях, умения распознавать, комбинировать и создавать композиции из декоративных растений на пришкольном участке.
Формы подведения итогов – принятие участия в конкурсах «Лучший школьный дворик», в районных и городских мероприятиях, в научно-практических конференциях, исследовательской проектной деятельности.
Методическое обеспечение: для проведения практических занятий в кабинете имеется специальная научно-популярная литература, мультимедийные средства обучения. Для проведения практических занятий имеется необходимый садовый инвентарь, спецодежда, садовая земля, минеральные и органические удобрения.
Целью данной программы является профильная ориентация учащихся на приобретение теоретических и практических знаний, необходимых для овладения желаемыми профессиями растениевода, цветовода, ландшафтного дизайнера, фитодизайнера и пр.
Задачи программы:
После изучения программы учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
У учащихся должны быть сформированы компетенции:
Учебно-познавательные:
Коммуникативные:
Общекультурные:
Информационные:
Методическое обеспечение программы:
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Средняя школа ориентирована в большей степени на подготовку к поступлению в колледжи, училища. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.
На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.
Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе сообщений, презентаций, научно-практических конференций. При проведении практических занятий целесообразно использование ресурсов биолаборатории кабинета. На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.
Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в зимний сад, оранжерею, организованные силами учащихся.
Тематический план программы представлен в Приложении 1.
Контроль результативности изучения программы:
Для проверки текущих знаний можно использовать:
Ф.И. учащегося | Тема | Работа в группе | Устный ответ | Участие в дискуссии | Выступление с докладом | Практическая работа | Защита проекта, презентация. |
Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.
В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают грамоты или призы.
Список используемой литературы: