Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 243

Федорова Людмила Яковлевна, учитель информатики

Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ.

Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их.

На уроке были поставлены следующие цели:

На уроке закреплялись навыки и умения работы по созданию web-странички и поиску информации в Интернете на основе ранее полученных знаний. Учащиеся грамотно формулировали запросы для поиска информации.

На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга. Учащиеся поняли, что использование различных средств визуализации (в данном случае web-страниц), намного упрощает подачу и восприятие информации, позволяет ее структурировать и способствует более успешной презентации.

Урок начался с того, что учащиеся были разбиты на 3 группы, каждая из которых работала над собственной темой. После группового обсуждения каждый участник выполнял индивидуальное задание, которое было частью общей работы. Объединенные усилия всех участников презентовались перед другими группами. Работа на уроке была основана на материале, который учащиеся готовили самостоятельно накануне. В процессе же работы участники не были ограничены никакими шаблонами и принимали все решения самостоятельно.

Работая над web-страницами, учащиеся использовали все знания, полученные на предыдущих уроках по данной теме, а также материал уроков истории, который они проходят в этой четверти. Это способствовало как закреплению исторического материала, так и приобретению навыков и умений по моему предмету, так как учащиеся работали с актуальной и значимой для них в данный момент темой.

Дается опережающее домашнее задание, в начале изучения темы, когда рассказывается о том, что необходимо сделать. Затем даются разно уровневые задания, как правило, это мини задания для учащихся, не справившихся с заданием на уроке, или справившимися с ним в полной мере.

Общение происходило в доверительной обстановке, что подтверждается активным и безбоязненным высказыванием учащимися своего мнения. Участники внимательно слушали выступающих, задавали интересующие их вопросы, не перебивали друг друга. Психологическая атмосфера на уроке была комфортной.

Плюсы и минусы урока:

«+» – материал дети освоили; все заявленные цели были достигнуты; и дети ушли довольные.
«–» – мне показалось, что при групповом обсуждении не все участники одинаково активно высказывали свое мнение. В некоторых группах было несколько лидеров, активность которых затрудняла участие менее уверенных в себе учащихся. В будущем вижу для себя цель – в большей степени стимулировать активность этих учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала и вовлекать их в общий процесс.

Работа с фреймами, как элемент изучения темы Гражданской войны в России

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс (Тибо)

Немного теории

Фреймы – это прямоугольные области экрана, каждая из которых содержит свой собственный HTML-документ. Фреймы прекрасно подходят для оформления следующих документов:

  1. Оглавление. Если вы поместите на Web-страницу оглавление в виде вертикального столбца, то пользователь сможет обратиться к нему в любой момент, и ему не нужно будет постоянно щелкать на кнопке возврата к предыдущей странице. Поскольку, находясь во фрейме, оглавление всегда будет под рукой, пользователю нужно будет просто выбрать другой его пункт и сразу же получить нужную информацию.
  2. Неподвижные элементы интерфейса. Можно зафиксировать на экране какое-то графическое изображение, например, название темы, в то время как остальная часть страницы будет прокручиваться в другом фрейме.
  3. Формы и результаты. Можно создать форму в одном фрейме, а в другом отобразить результаты запроса.

Идея создания урока

Однажды в разговоре с учителем истории было высказано сожаление о том, что при работе с историческим материалом школьники редко используют разные источники получения информации, пользуются только учебником и не анализируют тему с различных точек зрения. В итоге усвоение материала ухудшается, и интерес учащихся к теме падает.
В связи с этим возникла идея интегрированного урока, основной целью которого мы видели совмещение материала, изучаемого в данный момент на уроках информатики (а именно, создание web-страниц с использованием фреймов) с темой, изучаемой на уроке истории (Гражданская война в России 1917-1922 годов). Подобное совмещение двух тем, на наш взгляд, повысило бы заинтересованность участников и улучшило усвоение материала по двум предметам.

Планирование урока

На этапе разработки нами были поставлены следующие задачи:

Для решения данных задач был разработан следующий алгоритм:

1. Подготовка

На первом уроке, посвященном созданию простейших web-документов с использованием фреймов, в качестве домашней работы ученикам дается задание – найти как можно больше информации в интернете на тему Гражданской войны, изучаемой ими на уроках истории. При этом все ученики разбиваются на 3 группы, каждая из которых собирает материал с точки зрения одной из противоборствующих сторон: Красной Армии, Белых армий и Национальных армий.

2. Создание сайта

На втором (интегрированном) уроке информатики, посвященном закреплению навыков и умений работы с фреймами, ученики каждой группы объединяют собранный материал, и создают на его основе сайт.

3. Презентация работы

После этого каждая команда презентует свою работу трем другим группам, которые, в свою очередь, после выступления анализируют представленный материал в соответствии с определенными критериями.

4. Подведение итогов

После выступления всех участников и анализа их работ учителя истории и информатики также дают оценку проделанной работе. Ученики в свою очередь делятся впечатлениями и подводят итоги урока.
План урока приводится в приложении 1.

Описание урока

На первом уроке учащиеся с интересом восприняли идею интегрированного урока и добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания. В результате было собрано большое количество материала в соответствии с заданной темой.

В начале урока мы с учениками вспомнили, как и для чего создаются фреймы. Мы обратились к домашнему заданию, и каждая команда представила ту Сторону, от имени которой будет сегодня выступать.

После этого ребята в группах ознакомились с материалами друг друга, распределили обязанности, распланировали время на выполнение работы. Каждый из учеников должен был разработать собственную страницу сайта, посвященную конкретному историческому событию или персонажу. Работая над созданием общего сайта, все участники сплотились, и, несмотря на то, что каждый ученик выполнял индивидуальное задание, все работали на единый результат. Ребята помогали друг другу, совместно обсуждали идеи, принимали решения. Анализируя собранный материал, они глубже проникали в проблематику вопроса, рассматривали его с разных сторон, учились выделять главное и грамотно преподносить информацию. По истечении 20 минут каждая группа представила свой сайт с большим количеством различной информации на отдельных страницах, рассматривающей Гражданскую войну с точки зрения представляемого ими движения.
Поскольку работа кипела одновременно в 3-х группах, создавалось атмосфера здоровой конкуренции, что подстегивало ребят стремиться к наилучшему результату и принимать быстрые и, порой, нестандартные решения.

Когда все команды были готовы, пришло время защищать свой проект. Каждая группа выдвинула своего выступающего, снабдила его наглядным материалом и качественными аргументами для эффективной презентации сайта. В процессе выступления у каждого участника была возможность проявить свои коммуникативные навыки и ораторские способности. Каждая группа настолько хорошо изучила собственный материал, что с легкостью смогла отвечать на вопросы других команд и отстаивать свою точку зрения.
Критерии оценки выполнения задания были следующие:

Контроль деятельности учащихся был организован за счет вовлечения самих учеников в данный процесс. Самостоятельно организовывая работу в группах, они имели возможность не только распределять задачи между собой, но и контролировать их выполнение. Кроме того, избежать субъективности оценки позволяли результаты работы, демонстрируемые во время урока.
В итоге получился очень интересный диспут, который позволил рассмотреть Гражданскую войну с разных сторон, вызвал интерес у учащихся и, несомненно, повысил усвоение материала по данной теме.

Анализ урока

Анализируя урок, можно сказать, что материал дети усвоили; все заявленные цели были достигнуты; и дети ушли довольными. Общение происходило в доверительной обстановке, что подтверждается активным и безбоязненным высказыванием учащимися своего мнения. Участники внимательно слушали выступающих, задавали интересующие их вопросы, не перебивали друг друга. Поэтому мы считаем, что психологическая атмосфера на уроке была комфортной.

Результаты

Для оценки эффективности проведенного урока согласно поставленным целям по двум предметам, информатике и истории, были проведены срезовые контрольные работы по изученным темам. Полученные результаты показали, что средний балл по классу вырос в среднем в 1,5 раза по сравнению с темами, изученными на обычных уроках со стандартным преподнесением информации.

Выводы

Результатом выполненной работы стал тематический сайт, посвященный Гражданской войне в России 1917-1922 годов, разработанный и наполненный историческим материалом, большим количеством иллюстраций, подобранными и выбранными учениками самостоятельно в рамках выполнения домашней работы. Данный сайт стал отличным учебным пособием для других классов и был использован на других уроках.
Ознакомившись с результатами проведенного урока, учителя по другим предметам выразили желание разработать и провести аналогичные интегрированные уроки по своим направлениям.
Данный формат занятия доказал свою эффективность в проведении уроков с достаточно сложными для усвоения темами, содержащими большое количество информации, ранее плохо воспринимавшейся учащимися.

Материал подготовлен на основе информации со следующих ресурсов

Приложение 1.

План открытого урока по теме: «Работа с фреймами» (9 класс)

1. Введение. Постановка задачи (3 мин.)

Учащимся было дано опережающее задание по сбору информации в Интернете на тему: «Гражданская война». Задача состоит в том, чтобы ребята создали web-странички с использованием фреймов.

Опрос учащихся: «что такое фреймы?».

Для работы учащиеся были разбиты на группы. Поскольку тема гражданской войны может рассматриваться с разных точек зрения, то сейчас группам будет дано 5 минут на обсуждение и выбор одной из сторон участников гражданской войны. Также они должны будут распределить обязанности по работе, выбрать ответственного, который будет защищать работу их группы.

Совещание в группах, информирование о принятом решении.

2. Основная часть (20 мин.)

Ребятам дается 20 минут на выполнение задания по созданию web-странички. После чего они должны будут показать свою работу на большом экране, прокомментировав ее. Другие группы будут оценивать представленную работу по следующим критериям:

Работа в группах.

3. Заключительная часть (20 мин.)

Выступление каждой группы (3 минуты) с последующим обсуждением – оценкой других групп (2 минуты).

Выступления.

4. Подведение итогов (2 мин.)

Обратная связь. Домашнее задание.

Задачи и цели:

Технологии:

Ожидаемые результаты:

Педагогическое кредо: Мой предмет – ключ ко всем наукам!

Приложение 2