Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок по технологии на тему Моделирование изделий из дерева

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 311

Шарапов Раис Салихович, директор школы

Раздел программы: Технология обработки древесины.

Цели урока:

Объект работы: макет деревянного сруба.

Оснащение урока:

Практическая работа: изготовление макета деревянного сруба с использованием углового соединения в обло.

Межпредметные связи: физика, черчение, строительное дело, плотничные работы, материаловедение, литература, история.

Ход урока

1. Организационный момент

Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Приветствие учащихся. Проверить кол.-во присутствующих, при необходимости выяснить причину отсутствия. Проверить готовность класса к уроку.

Объявление целей и задач урока:

- получить навыки по сборке деревянного сруба;

- изготовить в группе деревянный сруб.

Ознакомление учащихся с планом урока.

- теоретическая часть;

- практическая часть.

Распределение учащихся по группам.

Приветствуют учителя вставанием. Дежурный докладывает о готовности класса к уроку. Знакомятся с планом урока. 2-3 мин.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Опрос групп по карточкам-заданиям по материалу прошлого урока.

Вопросы:

Где применяются столярные соединения?

Определите виды соединений?

(по карточке)

Определите порядок выполнения операций при изготовлении столярного соединения?

(по карточке)

Назовите основные элементы зданий?

Отвечают на вопросы учителя

Ответы:

При изготовлении оконных рам, входных дверей и дверных коробок. При сборке элементов строительных конструкций: сборке стен, сборке потолочных перекрытий. При сборке мебели: стульев, столов, кроватей, шкафов.

2. Двойным сквозным шипом, соединением "ласточкин хвост", круглыми вставными шипами, на ус вполупотай, на ус сквозным одинарным шипом.

3. 1-б, 2-е, 3-а, 4-к, 5-в, 6-и, 7- г,

8 - ж, 9 - з, 10 - д.

4. Фундамент, стены, крыша, окна, двери, перекрытия, перегородки.

5 мин.

Взаимопроверка по эталону на экране.

3. Проверка выполнения учащимися домашнего задания 5 мин.

Представление учащимися проектов дома (каждая группа свой проект).

Вопросы к учащимся:

1. Основные габаритные размеры дома (длина, ширина, высота)?

2. Из каких материалов изготовлен дом?

3. Сколько комнат планируется в доме?

4. Из каких элементов состоит дом?

Учащиеся читают стихотворение о русской избе

Основательно, без сумятицы
Избу ставили на века.
Узнаю по надёжной матице
Богатырскую крепь мужика.

Я люблю избу неоклеенной,
Чтобы дерева видеть цвет,
Чтоб душою вбирать рассеянный,
Заповедный, целебный свет.

Я люблю избу вековечную
С красотой, неизменной в цене:
С Богородицею сердечною
И Георгием на коне!

4. Вводный инструктаж 10 мин.

Изложение нового материала.

Учитель: Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлимой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные.

Ученик: Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Восьмым чудом света называли современники дворец Алексея Михайловича в Коломенском, созданный на берегу Москвы-реки зодчими Семёном Петровым и Иваном Михайловым. В Сибири воздвигались деревянные крепости - форпосты России на новых землях. Увенчанные двухглавыми орлами, башни как бы зримо провозглашали - здесь территория России.

Ученик: Из дерева без единого гвоздя возводили и церкви. Особого мастерства достигли в этом зодчие Севера Руси. Высшим их достижением считается великолепный Преображенский храм на острове Кижи.

Ученик: Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек.

Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса).

Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох.

Учитель: Изготавливая макет сруба, мы с вами проделаем все операции, которые выполняют при строительстве настоящего бревенчатого дома, и вы получите навыки по сборке сруба, которые в будущем понадобятся каждому из вас при строительстве дачного домика, строительстве личного дома. Ведь для мужчины построить жилище - это одна из главных задач, которая стоит перед ним в жизни.

Одновременно мы с вами подготовимся к серьёзному проекту, который в ближайшее время нам предстоит осуществить. Городской музей, отдел культуры г. Нижнекамска вышел с просьбой к нашей школе о предоставлении макетов деревянных построек на постоянное хранение в виде экспонатов в залах музея. Получив первоначальные навыки по конструированию и моделированию макетов деревянных построек, и отработав технику сборки деревянного сруба, мы сможем приступить к этому серьёзному и важному заданию.

Физкультминутка (разминка для глаз и пальцев рук). 1 мин.

Практическая работа "Изготовление деревянного сруба". 30 - 40 мин.

6.1. Инструктаж по выполнению работы. 5 мин.

Практическое задание, которое мы с вами будем выполнять сегодня - изготовление макета деревянного сруба. Для работы нам понадобятся следующие инструменты: карандаш, линейка для разметки деталей; ножовка по металлу для пиления заготовок по заданной длине и пропиливания пазов; напильник для доводки и зачистки элементов углового соединения.

Для изготовления заготовок деталей венца мы использовали и будем в дальнейшем использовать круглопалочный станок, который собрали и успешно защитили на республиканской олимпиаде по технологии учащиеся нашей школы.

В ходе работы нами будет использоваться технологическая

документация - технологические и инструкционные карты.

Показ приёмов работы

Пояснение Показ
Для изготовления деталей сруба нам понадобятся длинные и короткие цилиндрические заготовки. Согласно размерам нашего фундамента, который мы уже изготовили, длинные детали - 130мм, а короткие -

После разметки мы отпиливаем длинные и короткие детали с помощью ножовки по металлу.

После пиления необходимо опилить торцы заготовок, выровнять их по длине.

Для того, чтобы собрать углы "в обло" надо выполнить у длинной и короткой детали поперечный паз равный по длине их диаметру.

Обычно пазы пропиливаются на половину диаметра пилой, а затем вырубаются топором или широкой стамеской. Так как детали нашего изделия почти в 20 раз меньше, операцию рубки мы заменим пропиливанием с помощью напильника.

Для плотности углового соединения надо очень точно проточить паз по разметке, примеряя обе детали друг к другу.

Соединение считается законченным когда длинная и короткая детали плотно соединились и находятся на одной высоте.

Измерение заготовок линейкой и разметка карандашом по длине.

Пиление заготовок ножовкой по металлу.

Опиливание торцов деталей

Разметка деталей

Пропиливание пазов

Соединение и доводка деталей.

Обращаю ваше внимание на то, что работа будет очень ответственной и требует внимания, аккуратности и точности. Детали сруба должны быть попарно одинаковыми. Разметка элементов углового соединения должна производиться с точностью до миллиметра.

Перед началом работы напоминаю о правилах техники безопасности, которые должны соблюдаться при изготовлении изделия:

6.2. Самостоятельная работа учащихся 10 мин.

- Ознакомление с технологической и инструкционной картой по выполнению практической работы.

- Измерение, разметка заготовок.

- Пиление и опиливание заготовок.

- Разметка и пропиливание пазов.

6.3. Текущий фронтальный инструктаж. 2-3 мин.

Демонстрация типичных ошибок, допускаемых учащимися (неправильная разметка, неточный пропил). Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций.

6.4. Продолжение самостоятельной работы учащихся по изготовлению макета деревянного сруба. 15 мин.

- Пропиливание пазов.

- Подгонка и доводка угловых соединений.

- Проверка соответствия размеров венца заданной длине и ширине.

Заключительный инструктаж.

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися. Разбор типичных ошибок учащихся. Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок. Повторное объяснение способов устранения ошибок.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 2 мин.

9. Уборка рабочих мест. 2 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Презентация.