Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок-лекция в 9-м классе по теме: Новая экономическая политика

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 278

Бояринова Ирина Ивановна, учитель истории и обществознания

Тема: Новая экономическая политика.

Эпиграф: конец XX века поставил вопрос о путях развития страны.

От всех нас зависит, удастся ли России избежать “великих потрясений”. История, её верное осмысление помогут всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию. (Уткин А.И.)

Урок-лекция в 9 классе.

Цель данного занятия - дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени.

План занятия.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Кризис политики военного коммунизма экономический и поли-
  3. тический )
  4. Пути выхода из кризиса.
  5. 10 съезд РКП (б). Сущность нэпа.
  6. Кризисы и итоги нэпа.
  7. Причины свёртывания нэпа.
  8. Основные противоречия нэпа.

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем с Вами разговор о советской России 1920-х гг. Её часто Называют Россией нэповской. Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. и осуществляли вплоть до конца 1930-х гг. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма.

Итак. Начало 1920-х гг. Москва. Знаменитый Елисеевский магазин.

Совершим экскурс в историю может быть разыгран учащимися на уроке как небольшая инсценировка).

Продавец: Что угодно, мадам?

Покупательница: Куры есть?

Продавец: Есть.

Покупательница: И почём?

Продавец: 400 тысяч.

Покупательница: Заверните этих. Что это - окорок? Вестфальский?

Продавец: Да, мадам, всего 300 тысячь за фунт. Сколько изволите?

Покупательница: Пару фунтиков. Сколько с меня?

Продавец: 2 миллиона 295 тысяч.

Учитель: Чуть в стороне от магазина – пятеро в лохмотьях. Пацаны лет 12-14, беспризорники. Докуривают последний бычок, решают, что делать. Скоро осень,надо подаваться на юг. Там тепло, там яблоки…

Да, это не 1918-й год. Это не хуже и не лучше. Это совсем другое.

2. Кризис политики военного коммунизма.

К осени 1920 г. в стране разразился всеобщий, тотальный кризис, острота и опасность, которого были таковы, что заставили пересмотреть и внутреннюю, и внешнюю политику. Учитель переходит к характеристики экономического положения в стране.

Последствия гражданской войны и политики военного коммунизма привели к сокращению населения, национального дохода, промышленного производства, добычи угля и нефти, продукции сельского хозяйства. Общие потери от войн, эпидемий, сокращения рождаемости составили 25 млн. человек (с 1914 г. ). Национальный доход сократился с 11 млр. руб. 1917г. до 4 млрд. руб. 1920 г. Крупный урон был нанесён промышленности, уровень которой сократился в 7 раз по сравнению с 1913 г. металла выплавляли столько, сколько при Петре 1. Нефть добывали на уровне XIX в. Сократилась выплавка чугуна.

Из-за нехватки сырья и топлива закрывались многие предприятия.

Рабочие оказались на улице. Многие уезжали в деревню в поисках пропитания. В результате Москва потеряла половину рабочих. Резко упала производительность труда - около 20% довоенного.

На транспорте – огромные разрушения. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок - 12% довоенного. Сокращались посевные площади, урожайность, сбор зерновых, производство продуктов животноводства.

Народ был измучен, люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви. Таким масштабным был тогда экономический кризис.

Но страна переживала и политический кризис. Основные участники революцииРабочие, крестьяне, служащие - теряли доверие к партийным и советским органам власти. Росло их недовольство продразвёрсткой, уравниловкой, всевластием комиссаров.

Раздавались требования созыва Учредительного собрания. Активизировались меньшевики и эсеры.

Партия большевиков находилась на грани раскола. Появились оппозиционные группы Демократического централизма, рабочей оппозиции.

Не оправдались надежды на мировую революцию, поэтому предстояло жить в условиях капиталистического окружения.

С окончанием войны не требовалась огромная армия 5,3 млн. человек. Планировалось её сокращение до 1,6 млн. человек. Демобилизованные не находили приме нения своим силам, росло недовольство. Оно вылилось в стихийные массовые выступления на Украине, Северном Кавказе, Поволжье, Сибири, в которых участвовали крестьяне, казаки, солдаты, матросы, рабочие.

Особенно напряжённая обстановка сложилась в Тамбовской губернии, где повстанцев возглавил А. Антонов. По имени вождя движение получило наименование антоновщина.

В армии насчитывалось около 50 тыс. человек. Была создана своеобразная крестьянская республика, призывавшая к свержению “власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели, позора”.

Вопросы к классу. Какие программные требования выдвигал Антонов?

Можно ли назвать воззвание антисоветским?

Восстание грозило охватить и соседние губернии. В ходе его было казнено до 2тыс. советских и партийных работников.

К весне 1921 г. восстание достигло полной силы. Г. К. Жуков, будущий маршал СССР, вспоминал: “Антонов производил налёты на гарнизоны частей Красной армии.

Так было в начале апреля 1921 г., когда отряд в пять тысяч антоновцев разгромил гарнизон занимавший Рассказово. При этом целый наш батальон был взят в плен” Вопросы: Какой характер приобрела борьба? Каковы причины длительного сопротивления повстанцев частям Красной армии?

На подавление восстания были брошены крупные воинские части с артиллерией, самолётами, броневиками. Боевыми операциями командовали крупнейшие военачальники - Тухачевский, Уборевич, Будённый. Численность войск Красной армии составила 100 тысяч человек.

Местная ЧК в июне 1920 г. отдала приказ: “Провести с семьями восставших красный террор.

Арестовать в таких семьях всех с 18-летнего возраста, не считаясь с полом. Если бандиты выступления будут продолжать,расстреливать их”.

Вопросы: Какие методы подавления восстания применялись руководством Красной Армии,

Чем это можно объяснить?

Только к середине 1921 г. восстание было подавлено. Чекисты выследили Антонова, окружили его, подожгли дом, в котором он находился. Антонов погиб в бою.

Наиболее опасным для советской власти было восстание солдат и рабочих в Кронштадте

28 февраля - 18 марта 1921 г. Толчком к нему стала стачка рабочих в Петрограде, проходившая 24 февраля 1921 г. Волнения сурово подавили, зачинщиков арестовали.

Узнав об этом, открыто выступили моряки Кронштадта, которых называли “красой и гордостью” Октября. 28 февраля на линкоре “Петропавловск” было созвано собрание под председательством Петриченко, который огласил резолюцию.

Работа с документом. Резолюция Временного революционного комитета: “Всем рабочим,крестьянам, морякам и красноармейцам!” (Учебн. кн. для ст. классов М. : Просвещение, 1992. С. 240-241,учебник Данилов А. А, Косулина Л. Г. История России XX в. С. 128. М. Просвещение, 2002 г.)

ВОПРОСЫ. Какие требования выдвигали кронштадцы? Как Вы думаете, почему именно такие? Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему выступление было жестоко подавлено? Чему научил Кронштадт правящую партию?

1марта резолюция была принята на митинге гарнизона и жителей города. Были направлены две делегации в Петроград в надежде на мирный исход событий, в надежде на то, что требования будут услышаны. Но обе делегации были арестованы, а позднее расстреляны.

1 марта на Ярковской площади были выдвинуты требования: долой продразвёрстку, долой продотряды, даёшь свободную торговлю, требуем свободного переизбрания советов.

2 марта СНК объявил восстание мятежом, а Петроград на военном положении. На берег Финского залива стали стягиваться войска. Для руководства операцией по штурму крепости прибыли главком Красной армии С. Каменев, командующий Западным фронтом М. Тухачевский.

7 марта город начали обстреливать. 8 марта 10 съезд партии сделал первый шаг навстречу крестьянству - отменил продразвёрстку. По отношению к самим восставшим курс остался прежним. 300 делегатов съезда отправились на штурм Кронштадта.

Большевикам нужно было провести небывалую в военной истории операцию – силами пехоты взять морскую крепость. Первую попытку штурма повстанцы отбили.

В ночь на 17 марта начался второй, решающий штурм. Только после полудня нападавшим с огромными потерями удалось прорваться в город.

М. Тухачевский вспоминал:

“Я был на войне 5 лет, но я не могу вспомнить, чтобы когда –либо наблюдал такую кровавую резню. Это не было большим сражением. Это был ад. Матросы бились как дикие звери. Откуда у них бралась такая сила для такой боевой ярости. Каждый дом приходилось брать штурмом.

Вопросы. Как Вы думаете, чем было вызвано ожесточённое сопротивление повстанцев в абсолютно безнадёжной ситуации? О чём оно свидетельствует?

Часть матросов 6-8 тыс. ушла в Финляндию. Более 2, 5 тыс. были взяты в плен.

Жестокость большевиков вызывалась необходимостью предотвратить новые выступления, которые вполне ещё могли быть, так как пятую часть населения охватил голод после неурожая 1920 г.

3. Пути выхода из кризиса.

Учитель спрашивает, каким мог быть выход из такого положения для страны, для власти.

Учащиеся высказывают свои версии и приходят к выводу, что путей выхода могло быть 3.

Первый путь - продолжение военного коммунизма, т. е. террор, насилие, репрессии.

Такой путь привёл бы к ещё большей вооруженной борьбе со стороны населения.

Второй путь - полное удовлетворение требований мятежников, т. е. оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии.

Третий путь - тактический манёвр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой- делается временная уступка небольшевистским силам. Ленин не без колебаний выбрал третий путь.

То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г. на 10 съезде РКП (б) из выступ лений Ленина.

Работа с документом. Ленин В. И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. соч. Т. 43. С. 57) “Товарищи, вопрос о замене развёрстки налогом является, прежде всего, и больше всего вопросом политическим, ибо суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса к крестьянству…

Почему нам нужно заменить развёрстку налогом? Развёрстка предполагала: изъять все излишки, установить государственную монополию. Мы не могли поступить иначе, мы были в состоянии крайней нужды… Как переходную меру в стране крестьянской, если есть некоторое количество товаров, возможно применить систему налога и свободного оборота. Этот самый оборот – стимул, побудитель крестьянства. Хозяин может и должен стараться за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который нужно будет определить, заранее…Нужно сказать мелкому крестьянину: “Ты - хозяин, производи продукты, а государство будет брать минимальный налог”

ВОПРОСЫ. В чём причины перехода к продовольственному налогу?

В чём состояли принципиальные отличия налога от развёрстки?

ГЛАВНАЯ цель нэповских реформ состояла в укреплении режима пролетарской диктатуры во всех его сферах.

Чтобы понять суть нэпа и уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма я делаю следующее. На доску магнитом прикрепляю большую пятиконечную звезду, на которой написаны основные принципы военного коммунизма (продразвёрстка, уравниловка, запрет частной торговли и т. д. ) Это будет наглядно и ярко для восприятия детей, тем более, пятиконечная звезда лучший символ военного коммунизма, весь период она сияла над страной. Рядом прикрепляем плакат с признаками нэпа и сравниваем.

“Фотография 1”

НЭП

1. ПРОДНАЛОГ

2. Узаконена частная торговля.

3. Была ослаблена чрезмерная централизация: создаются тресты и синдикаты. Контроль государства за деятельностью крупной промышленности и внешней торговли. Государственные предприятия перешли на хозрасчёт, самостоятельно решали вопросы заготовки и реализации сырья.

4. Трудовые армии отменялись.

5. Упразднялась уравнение оплаты. Введение тарифной системы оплаты.

6. Денежная реформа—современный червонец (1922 - 1924)

Дополнительный материал.

В начале нэпа нарком финансов Г. Сокольников доказывал, что экономику не сдвинуть с места, если не будет твердой валюты. Ленин также говорил: “Нам нужна твёрдая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твёрдой валюты нэп летит к чёрту”.

Григорий Яковлевич Сокольников родился в 1888 г. в Сумской области в семье железнодорожного врача. Отец открыл свою клинику в Москве, куда переехала вся семья. Григорий увлёкся марксизмом, был подвергнут аресту, приговорён к вечному поселению в Сибирь, откуда сбежал за границу. В 1914 г. окончил во Франции юридический факультет Сорбонны. После гражданской войны Сокольников становится одним из организаторов денежной реформы. Его называли “красный Витте”. Блистательный финансист и государственный деятель, он обладал личным мужеством, не боялся доказать свою точку зрения, спорил с Лениным и Сталиным. В 1936 г. был арестован, а спустя год осуждён по сфабрикованному обвинению на 10 лет.

4. КРИЗИСЫ и итоги НЭПа

Кризисы НЭПа - это нарушение взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Неумение большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.

1923 г. –причина: политика большевиков, отдававшая приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить потребности сельского хозяйства.

Сущность---”кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т. н. “ножниц” - высокие цены на промышленные товары и низкие на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней.

Последствия товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путём сближения ценовых параметров.

1925 г. ПРИЧИНА: отсутствие продуманной экономической политики развития НЭПа.

СУЩНОСТЬ: кризис хлебозаготовок.

ПОСЛЕДСТВИЯ: сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта

1927- 1929ГГ. ПРИЧИНА: противоречия между рыночными и административно- социалистическими началами в экономике.

СУЩНОСТЬ: кризис хлебозаготовок.

ПОСЛЕДСТВИЯ: ликвидация кризиса при помощи административно- правовых мер.

Свёртывание НЭНа.

5. ИТОГИ НЭПа - плюсы и минусы (дети работают с текстом параграфа самостоятельно, каждая группа получает своё задание, позже всё комментируется).

1 группа – плюсы НЭПа: сельское хозяйство увеличивало свои объёмы, к1923 г. были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России пятилетии- с 1909 по 1913 г..

В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства 60%, кулаков 3-4%, бедняков- 22-23%.

Несмотря на частые кризисы, динамично развивалось и промышленное производство. К1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих. Реальная заработная плата рабочих к 1925-1926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 ч. при 6-дневной рабочей неделе.

2 группа - минусы НЭПа: нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Безработица и жилищный вопрос. Аграрное перенаселение в деревне.

ВЫВОД: все эти серьёзные проблемы свидетельствовали о необходимости отказа от НЭПа.

6 . ВОПРОС О ПРИЧИНАХ отказа от нэпа раскрывается в ходе эвристической беседы с классом. . В тетрадях учащиеся записывают план- перечисление.

ПЛАН

Причины свёртывания нэпа:

1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.

2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.

3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.

4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)

5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”

Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

6. Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа”

ПЛАН

Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д. ) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность)

Лозунги “Смычка города и деревни” . т. е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.

НЭП порождал имущественное и социальное неравенство.

ИТОГ: противоречия и причины свёртывания нэпа сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

Свой урок хочу закончить словами Н. А. Бердяева, которого в 1922г. выслали из Советской России. Он писал: “Революция в значительной степени есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества. Поэтому нельзя ждать от революции явления нового человека.