Класс делится на 4 одинаковые по уровню подготовленности команды, которые рассаживаются вокруг 4-х столов. Учитель готовит для каждой команды пробковые или магнитные доски, на которые по мере выполнения заданий будет наносить баллы, набранные учащимися. Баллы каждого учащегося вносятся в графу его команды. Таким образом, чем активнее участвует учащийся, тем больше баллов наберет его команда. Каждая команда в ходе урока будет совместно выполнять задания и интерактивные упражнения, представленные в виде раздаточных материалов, подготовленных учителем до урока с использованием вышеуказанных Интернет-ресурсов. Кроме того, было бы несравненно эффективнее иметь за столом каждой команды компьютер, подключенный к Интернет с сохраненными копиями Интернет-ресурсов.
Учитель приветствует ребят и задает вопрос «Кто знает, что произошло 26 апреля 1986 года?». Если ребята не могут сразу ответить на этот вопрос, учитель предлагает воспользоваться поисковой системой http://www.google.ru. В результате ребята узнают, что в этот день произошла авария на Чернобыльской АЭС. Далее учитель просит ребят открыть материал, сохраненный с ресурса https://metodic-school.ru/?link=9237.2 и кратко объясняет его содержимое, подчеркивает причину катастрофы. Далее учитель говорит: «Подобные реакции, только обычно менее бурные, происходят и в окружающей среде, организмах человека и животных. Они бывают как позитивными, так и негативными. В химии изучается один из самых распространенных видов реакций в природе – химические реакции, рассмотрением которых мы займемся на этом уроке». После такого мотивационного вступления учитель объявляет тему урока и записывает ее на доске.
Учитель: «Прежде чем приступить к изучению химических реакций и их типов необходимо знать, что такое вещества, какие вещества являются простыми, а какие сложными, а также уметь правильно составлять химические формулы веществ. Мы это изучали на более ранних этапах курса, а сейчас выполним несколько заданий, направленных на повторение пройденного материала».
а) Задания на понятие вещества
Учитель предлагает ребятам открыть электронный материал сохраненный с ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/vesestvo.html или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию с данного Интернет-ресурса, и дает 2 минуты на ее прочтение. После этого учитель задает такие вопросы как: Что такое вещество? Какие свойства вещества вы знаете? Чем вещество отличается от тела? и т. д. Учащиеся отвечают, а в случае затруднения обращаются к имеющемуся материалу. После учитель произносит по очереди около 10 названий и просит ребят поднимать руку, если они считают это веществом и не поднимать руки – если не считают. В конце учащимся учитель проставляет баллы.
б) Задания на умение отличать простые вещества от сложных веществ.
Учитель предлагает ребятам открыть электронный материал, сохраненный с Интернет - ресурса https://metodic-school.ru/?link=9237.3 или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию Интернет-ресурса, и дает 1 минуту на ее прочтение. Учитель раздает каждой команде по листу и просит разделить его на две графы: простые вещества и сложные вещества и записывает на доске в столбик столько названий веществ, сколько учеников в классе (алюминий, вода, алмаз, графит, железо, кислород, поваренная соль, медь, озон, хлор, платина и т. д.). Каждую команда должна записывает название вещества вместе с химической формулой в соответствующую графу. По окончании учитель собирает листы всех команд и проверяет их. В это время к доске по очереди выходят ребята и против каждого названия пишут химическую формулу и тип (простое или сложное). В случае затруднения на помощь приходит учитель. Результаты проверки выражаются в баллах и переносятся на доску. После чего учитель обращает внимание ребят на допущенные ими в работах ошибки (если таковые будут).
в) Задание на составление химических формул веществ.
Учитель предлагает ребятам открыть материал, сохраненный с Интернет- ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/valent.html или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию с данного Интернет-ресурса, и дает 2 минуты на ее прочтение. После этого учитель раздает каждой команде по карточке на одной стороне приведены 10 химических формул без индексов, а на другой стороне решенный вариант соседней команды. Каждая команда на отдельном листке выполняет задание (проставляют индексы в полученных формулах) и передает этот лист другой команде, на карточке которых их решенный вариант. Таким образом, каждая команда, решив свой вариант, проверяет правильность решения соседней команды и проставляет ей оценку, а найденные ошибки разбирают у доски. Результаты проставляются на командной доске.
г) Ознакомление с понятием химической реакции, составление химических уравнений.
Учитель предлагает ребятам открыть материалы, сохраненные с ресурсов https://metodic-school.ru/?link=9237.4 или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию с данных Интернет-ресурсов, и дает 5 минут на ее прочтение. После прочтения материала учитель проводит опрос в форме мозгового штурма, задавая учащимся следующие вопросы:
После этого учитель в качестве примера показывает составление уравнения синтеза воды:
2H2 + O2 ® 2H2O, останавливаясь и поясняя каждый этап. После этого каждая группа получает задание дополнить коэффициентами уравнение трех следующих реакций:
NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + HCl
Cu + O2 = CuO
Fe + O2 + H2O ® Fe(OH)3
Это задание выполняет каждый ученик самостоятельно и по мере выполнения дает знать учителю, который подходит и проверяет выполненное. При оценке выполнения учитывается быстрота, правильность выполнения и проставляются соответствующие баллы.
Оценки выставляются исходя из результатов команд суммированием баллов, набранные командой.
Домашняя работа состоит из следующих заданий: