Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок по теме: Япония – Страна восходящего солнца

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 348

Пякшина Галина Петровна, учитель географии

Цели и задачи урока: познакомить ребят с особенностями ЭГП страны, ее природными условиями и ресурсами, бытом, обычаями и нравами японского народа.

Оборудование: слайды, видеофильм «Один день из жизни японца», иллюстрации и фотографии, слайд-презентация, тест по теме, японская музыка (Приложение 2).

Организация учебной деятельности

Вступление учителя: Пестрый и яркий земной шар! Пылинка во Вселенной! Перед нами многоцветный мир стран, каждая из которых отличается особенностями развития, природой, традициями. Сегодня на уроке мы с Вами совершим путешествие в страну, где пальто подает женщина, а не мужчина, где есть только слово «да», и нет слова «нет». Руль в машине с правой стороны, где автомобиль при появлении хозяина начинает вилять стальным хвостиком – антенной. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является цветом траура. Название этой страны в переводе с языка народа, проживающего в ней, Дай Ниппон, что означает Страна восходящего Солнца. О какой стране идет речь, вы уже наверное догадались?
Япония – страна восходящего Солнца. Сегодня мы с Вами на уроке познакомимся с особенностями ее ЭГП, природными условиями и ресурсами, бытом, обычаями и нравами ее удивительных жителей, приобщимся к культуре и проживем вместе с японцами целый день. А будем мы с Вами гайдзинами – так называют японцы иностранцев, прибывших в страну. Во время выступления учителя и учащихся вы заполняете конспект в тетради, а по окончании урока по данной теме Вам будет предложен тест. Итак, перед Вами

Блок I. «Визитная карточка страны»

На экране высвечивается название «ЯПОНИЯ» и идет презентация, выполненная учеником (Приложение 1).

S = 372 тыс. км2

Идет сравнительная характеристика Японии с государствами Европы:

S Германии = 357 тыс. км2
S Италии = 301 тыс. км2
S Финляндии = 337 тыс. км2
S России = 17,1 млн. км2 – это в 45 раза больше площади Японии, но зато численности населения – Н =125 млн. человек, Россия опережает ее на 18,5 млн. человек.
Япония – страна-архиппелаг. В ее состав входит 4000 островов, крупные из которых называются Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку. Омывается водами Японского и Восточно-Китайского морей, Тихого океана. Ее островное положение долгое время охраняло ее от проникновения извне, и способствовало формированию ее своеобразной культуры. Географическое положение менялось во времени. Ранее Япония находилась на периферии, вдали от главных мировых экономических центров Европы и Америки. Теперь она занимает центральное положение в очень быстро развивающемся Азиатско- Тихоокеанском регионе. Тихий океан часто называют «Атлантикой ХХI» века, имея ввиду особую роль Атлантического океана в мировой экономике. Особенности ее ЭГП отразились на гербе и флаге страны.
Флаг представляет собой белое полотнище, символизирующее мир, спокойствие и безопасность. Красный круг в центре флага – это восходящее солнце, которое в Японии считают символом императорской власти.
Гербом страны стало изображение национального цветка – хризантемы с 16 лепестками (число 16 в Японии считается магическим).
На экране мультимедиа появляются живописные японские ландшафты, по красоте которых она занимает одно из 1 мест:
Небольшая по площади страна так похожа на караван гор, прокладывающий себе путь через пустыню океана. «Путь гор» – одно из толкований древнего имени этой страны Ямато – Япония.

Блок II. «Природные условия и ресурсы»

Выступление учащегося: 80 % территории страны занимают горы. Самая высокая вершина Японии, знаменитая гора Фудзияма – один из 67 действующих вулканов. Извержения огнедышащих гор поражают человека своей красотой и мощью, грозной картиной стихии, скорбным перечнем жертв, но никогда не вызывают враждебного отношения к природе. Хребет Хида образно называют «японскими Альпами», находящимися на о. Хонсю. По природным условиям Японию образно называют «бамбук, покрытый шапкой снега», т.к. о. Хонсю лежит в УКП, где зимой выпадает снег, а остальная территория лежит в теплом субтропическом климате. Красота в Японии возведена в культ. Не большое количество благоприятных для жизни людей пространства, одна из которых долина Канто, способствовала возникновению искусства выращивания карликовых садов – бонсай. Один из самых любимых праздников в Японии – цветение сакуры – японской вишни, отличающейся от нашей только розоватыми лепестками. Поклонению перед природой, ее обожествлением воспитывает синтоизм, религия, которой не нужны книги.

Блок III «Национальные традиции японцев»

Выступление учащегося о религии японцев – синтоизме и буддизме. Синтоизму нельзя научить: в нем нет ни описания, ни догм, ни пророков. Традиции передаются только через церемонии, куда приглашаются ками – духи – загадочные и бесхитростные, ками Солнца и ветра, рек и деревьев, гор и камней, духи, которых нужно постоянно ублажать. Когда у человека праздник – рождение ребенка, свадьба – он идет в синтоистский храм, когда горе – в буддистский храм. Эти две религии мирно уживаются друг с другом и мирно уживаются друг с другом.
Далее идет слайд-презентация национальной одежды – КИМОНО. Ученица надевает кимоно и рассказывает о ее предназначении и изготовлении.

Затем идет выступление учащегося о чайной церемонии, которая является эстетическим обрядом. Культ чая был заимствован из Китая. Знамениты 4 принципа чайной церемонии: гармония «ВА», почтительность» КЭЙ», чистота «СЭЙ» и тишина, покой «СЭКИ» были сформулированы Сюко Муратой в конце ХV в. Чайная церемония как одно из величайших явлений сформировалось в тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные войны делали жизнь невыносимой. Созданная великими мастерами, чайная церемония с ее философией и эстетикой, стремилась противопоставить этой безысходности поклонение красоте. Церемония проходила в чайном домике с прилегающим к нему садом и была воплощением изысканности, простоты и гармонии. Низкий вход в чайную комнату, высотой в 60 см, заставлял склоняться входящего, независимо от ранга и чина, говоря о том, что здесь все равны. В интерьере чайной комнаты самым важным элементом считалась ниша – токонома, где помещался свиток с живописью и ставился букет цветов, курительница с благовониями. Букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, очень часто это был один цветок или одна ветка. Во время чайной церемонии нельзя было говорить о повседневных делах или проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка, об изящности сосновой ветки, о естественной величавости чайной церемонии.
Япония – однонациональная страна, где 99% – японцы, пришедшие сюда за 7–8 тыс. лет до н. э. из Китая и Филиппинских островов и 1% – айны. Японский язык относится к особой языковой группе. Японский язык мелодичен, и не случайно его называют «итальянским языком Востока». Японцы пишут, как и китайцы, сверху вниз. У японцев особое стихосложение, называемое хайку.

Гляжу
Опавший лист летит,
То бабочка была.

Что же миру дала Япония? Одним из удивительных творений японцев является «икебана» – японская аранжировка цветов. Это слово означает сразу несколько понятий: «пробудить растение к новой жизни», «создание композиций из растений и цветов».
До 16 века японские императоры проводили политику самоизоляции. Японский воин, защищая своего господина, никогда не сдавался в плен, подвергая свою жизнь смерти с помощью харакири. На экране появляется слайды о самураях.
Япония – это страна, самой первой в этом регионе перешедшая к 1 типу воспроизводства, где естественный прирост составляет 4 человека на 1000жителей. В этой стране самая высокая средняя продолжительность жизни: 78 лет, для мужчин – 72 года и женщин – 86 лет. 4000 японцев перешагнули рубеж в 100 лет. В чем же причины японского долголетия? Одной из причин является занятия спортом, такими играми, как сумо, каратэ, айкидо и дзюдо.
А теперь давайте посмотрим фрагмент видеофильма «Один день из жизни японца» и ответим на вопрос: А каково социальное положение женщины в Японии? Чем они питаются? Чем занимаются в свободное время?
А теперь давайте повторим японские термины. На экране появляются японские термины, и дети вспоминают их значение.
Для закрепления материала ребятам предлагают ответить на вопросы теста. (Приложение 3)

Заключительное слово учителя: Итак, мы сегодня узнали, что Япония – страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни земли, ни полезных ископаемых, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. Так в чем же секрет? Может в том, что каждый японец очень любит свою страну, любит всех, кто на ней живет, а может воинственный путь «бусидо» ведет нацию вперед? А может это любовь ко всему красивому, что дала природа – мать. Не сдаваться, не отступать, не быть побежденным. Так давайте, и мы будем следовать этому примеру и сделаем нашу страну процветающей.