Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Я – частичка моей страны (обобщающий урок по теме Население)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 250

Абдуллина Ляйля Закировна, учитель

Цели урока:

  1. Повторение, обобщение и закрепление материала, пройденного в разделе «Население России»;
  2. Ознакомление учащихся с библиографией по данному вопросу;
  3. Включение учащихся в краеведческое исследование по данному вопросу;
  4. Продолжение формирования навыков анализа статистического материала;
  5. Продолжение профориентационной работы;
  6. Воспитание чувства сопричастности к жизни своей страны;
  7. Формирование навыков самооценки.

Маршрутный лист обобщающего урока по теме «Население»

Задания и вопросы Ответы Баллы
1-й блок вопросов. Тема «Численность населения»
1. Какова численность населения России в 2006 году? 1.
2. На каком месте по численности населения находилась Россия в 2006 году? 1.
3. Сколько городов-миллионеров сегодня есть в России? 1.
4. Сколько городов есть в Башкортостане? 1.
5. Чему равна численность населения Башкортостана? 1.

2-й блок вопросов. Тема Воспроизводство населения»

1. Разница между числом родившихся и умерших. 1.
2. Снижение численности населения. 1.
3. Резкое увеличение прироста населения. 1.
4. Переход от одного типа воспроизводства к другому. 1.
5. Каков естественный прирост при современном типе воспроизводства. 1.
Выступление Ахметзяновой Ригины с обзором книг по административно-территориальному устройству Республики Башкортостан
Выступление Хусаиновой Анны с информацией, как составляли таблицу по количеству детей в семье(опрос учащихся школы о количестве детей семьях бабушек, дедушек, мам, пап и самих детей, вычисление среднего количества, составление таблицы)
Старшее поколение Среднее поколение Младшее поколение
Кол-во детей в семьях

5,2

4,9

2,5

1. 1.
2. 1.

3-й блок вопросов. Тема «Миграции»

1. Информация:

Из 37 учащихся 9-х классов:

  • коренных серменевцев – 23;
  • переехавших в Серменево из соседних деревень -8;
  • переехавших из других районов республики – 1;
  • переехавших из-за пределов республики – 5.

Назвать вид миграции.

1.

Выступление Султанбековой Альбины с информацией о месте работы родителей. (путем опроса учащихся выяснили, кто где работает)

2. Работают в Серменево 33 родителя.

Шестеро родителей ездят на работу в Белорецк.

Назвать вид миграции.

1.

3. Три родителя ездят на работу за пределы района и республики. Назвать вид миграции. 1.
4. В 2007 году в Серменево прибыло 75 человек, убыло – 68 человек.

Каково сальдо миграции?

1.

4-й блок вопросов. Тема Половозрастная структура»

Выступление Халиловой Лейсан с информацией о сборниках по итогам переписи 2002 года

1. Сравнить продолжительность жизни по республике, Белорецку и Белорецкому району. 1.
2. На какие годы приходятся перетяжки в пирамиде? 1.
3. Объяснить причину этих перетяжек.

1.
4. Объяснить перевесы мужчин и женщин по возрастам. 1.

Информация Бадретдиновой Алины о рейтинге профессий среди учащихся 9 классов.(данные рейтинга наиболее престижных профессий, составленного учащимися, были обобщены в таблице)

5-й блок вопросов. Тема «Национальный состав»

Выступление Бахтеева Эльвира с библиографическим обзором (исходя из наличия)

1. Назвать самую крупную языковую семью России 1.
2. Назвать самый многочисленный народ России 1.
3. К какой языковой семье относятся башкиры? 1.
4. Назвать второй по численности народ России 1.
5. Какой народ, живущий в европейской части страны, исповедует Буддизм? 1.
Сумма баллов
Оценка

Подсчитай количество набранных баллов и оцени себя:

Ключи к вопросам маршрутного листа по теме «Население»

1-й блок:

  1. В 2006 году в России насчитывалось 142 млн.чел.
  2. На восьмом.
  3. 11 городов-миллионеров.
  4. В Башкортостане – 21 город.
  5. Численность населения Башкортостана 4063,4 тыс. чел.

2-й блок:

  1. Естественный прирост.
  2. Демографический кризис.
  3. Демографитческий взрыв.
  4. Демографическая революция.
  5. Отрицательный.

Анализ таблицы:

  1. Количество детей уменьшается.
  2. Происходит переход от традиционного к современному типу воспроизводства.

3-й блок:

  1. Переехавшие – это безвозвратные миграции.
  2. Работа в Белорецке –маятниковая суточная миграция.
  3. За пределами района - это тоже маятниковая миграция, может быть недельная, месячная, сезонная.
  4. Сальдо положительное и равно 7.

4-й блок:

  1. По республике и городу продолжительность жизни немного длиннее.
  2. Переряжки приходятся на 1947,1977,2002 годы
  3. Это послевоенные дети, внуки, правнуки. («эхо войны»)
  4. Для нашего региона характерно преобладание мужчин до возраста 50 лет, с 50 идет перевес женщин.

5-й блок:

  1. Индоевропейская семья.
  2. Русские.
  3. К алтайской.
  4. Татары.
  5. Калмыки.

Список литературы:

  1. Башкирская АССР. Административно-территориальное деление – Уфа - 1961.
  2. Башкирская АССР. Административно-территориальное деление – Уфа - 1981.
  3. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан – Уфа -1999.
  4. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан – Уфа -2007.
  5. Население республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).Статистический сборник – Уфа - 2006.