Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течении года в профильном — медико - биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, является ознакомительным со сферой начальных медицинских знаний.
Цели курса:
В программе распределение времени на изучение тем указано ориентировочно и может быть изменено за счет порядка изложения отдельных тем. 20% процентов учебного времени занимают практические работы по всем темам, которые направлены на овладение практическими навыками оказания первой медицинской помощи. В программе отражены и формы контроля знаний учащихся: тестирование, ситуационные задачи, терминологический диктант, работа по карточкам с симптоматикой заболеваний. В программе присутствуют и темы для исследовательской деятельности учащихся и семинарского занятия. Итоговое занятие проходит в виде компьютерной презентации по любой, выбранной учащимися теме курса.
№ | Тема | Основные разделы изучаемого материала | Формы контроля |
| Введение. | ||
1 | Значение первой медицинской помощи |
|
|
2 | Виды медицинских учреждений, медицинская специализация. |
| Тестирование |
| Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них. | ||
3 | Раны. Десмургия. |
|
|
4 | Первая помощь при ранениях. |
|
|
5 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка» | Наложение повязок:
| Ситуационные задачи |
| Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них. | ||
6 | Кровотечения, их виды, характеристики. Гемостаз. |
|
|
7 | Остановка кровотечений. |
|
|
8 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях» | Оказание первой помощи при:
| Тестирование |
| Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них. | ||
9 | Переломы, их основные признаки. Иммобилизация. |
|
|
10 | Первая помощь при переломах. |
|
|
11 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при переломах» | Оказание первой помощи при:
|
|
| Реанимация. | ||
12 | Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности. |
|
|
13 | Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. |
| Ситуационные задачи ( приложение 4) |
14 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания» | Оказание первой помощи:
|
|
| Ожоги и обморожения. | ||
15 | Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы. |
| Тестирование (приложение 5) |
16 | Обморожения. Общее обморожение организма. |
|
|
17 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях» | Оказание первой помощи при:
|
|
| Травматический шок и противошоковые мероприятия. | ||
18 | Травматический шок и противошоковые мероприятия.. |
|
|
| Инфекционные болезни. | ||
19 | Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины. |
|
|
20 | Дезинфекция и профилактические мероприятия. |
| Терминологический диктант ( приложение 6) |
21 | Пищевые инфекции: дизентерия, сальмонеллез, холера и другие. |
| Работа по карточкам с симптоматикой.( приложение 6) |
22 | Инфекции, предающиеся половым путем. |
|
|
23 | СПИД. |
| Сообщения обучающихся |
| Методы лечения и уход за больным. | ||
24 | Применение лекарственных средств. |
|
|
25 | Семинар «Лекарственные травы». |
| Индивидуальные задания. |
26 | Использование животных в лечебных целях. |
|
|
27 | Нетрадиционные формы и методы лечения. |
|
|
28 | Уход за больным. |
|
|
29 | Практическое занятие «Измерение температуры тела, артериального давления, проведение лечебных мероприятий». |
|
|
| Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека. | ||
30 | Соматоскопия и соматометрия. |
| Практическая работа в парах.( приложение 7) |
31 | Практическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро- ванную нагрузку.». |
| Практическая работа.( приложение 7) |
32 | Экскурсия в медицинское учреждение. | Знакомство с медицинским учреждением. |
|
34 | Итоговое занятие |
| Компьютерная презентация |
Литература.
Темы для исследовательской деятельности учащихся:
На первом занятии учащиеся выбирают тему для исследования, и по мере изучения материала представляют свои работы.