Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок географии в 7-м классе Эта удивительная и загадочная страна Австралия

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 339

Чухлова Наталья Андреевна, учитель географии

Дидактическая цель: создать условия для активного закрепления знаний по теме средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели по содержанию урока:

Образовательная цель: создать условия для повторения и систематизации изученного материала, способствовать пониманию закономерностей природы Земли;

Развивающая цель: научить применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, максимально используя различные источники знаний;

Воспитательная цель: формировать в детях чувства уважения и дружбы; учить самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технология: дифференцированного обучения.

Средства обучения:

  1. Стихи Г.Усовой “Австралия – страна наоборот”.
  2. Карточки-задания.
  3. Кроссворд “Австралия”.
  4. Презентация Power Point.
  5. Игра “Австралийский серпантин”.
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой Готовятся работать в группах
2. Мотивация и целеполагание. Эмоционально говорит о путешествии, предлагает определить цели урока. Ученица читает стихотворение Г. Усовой “Австралия – страна наоборот” (см. Приложение 3).
3. Актуализация знаний. Создает игровую ситуацию:

1. Почему нам надо плыть на корабле, а не использовать другой вид транспорта?

2. Какие главные особенности в связи с этим можно выделить у Австралии?

Представляет группу консультантов.

Отвечают на вопросы.

Получают групповые задания и готовят ответы на вопросы (см. приложение).

4. Закрепление. Организует защиту результатов групповой работы, помогает, если есть необходимость Защищают результаты групповой работы. Консультанты анализируют и оценивают ответы.
5. Систематизация знаний и контроль. Задает исследовательский вопрос-прогноз: Что произойдет с природными зонами Австралии, если вдруг случится, что пересечет экватор?

Подводит учащихся к выводу о закономерностях природы.

“Научные сотрудники”! экспедиции подготовили сюрприз “Экзамен для ума”

Предлагает решить кроссворд.

Предлагает найти ошибки в тексте (см. Приложение №6).

Обсуждают вопрос, высказывают предположения, отвечают.

Записывают вывод в тетрадь.

Парами разгадывают кроссворд.

Читают дополнительный текст и объясняют ошибки.

Называют и рассказывают об известных животных.

6. Подведение итогов. Вместе с консультантами определяют результативность работы учащихся на обобщающем уроке. Определяют достижения и недочеты самостоятельной познавательной деятельности по ходу урока.
7. Домашнее задание. Повторить изученный материал, уточнить понятия “скреб”, “крики”, ответить на вопросы (учебник с. 140). Определяют для себя домашнее задание.

Гимн Австралии (Приложение)

Приложение №1.

Транспарант на доске.

Виды хозяйственной деятельности:

1. Судоходство

2. Скотоводство, овцеводство.

3. Земледелие.

4. Вырубка лесов.

5. Строительство городов.

6. Истребление животных.

7. Добыча полезных ископаемых.

8. Промышленность.

Приложение №2.

Записи в рабочих тетрадях.

Природная зона Растения Животные
Субэкваториальные леса Травы (высокие)

Пальмы

Фикусы

Бутылочное дерево

Ехидна, утконос

Попугаи

Лирохвост

Крокодилы, змеи

Субтропические леса Эвкалипты

Лианы

Древовидные папоротники

Коала

Кенгуру

Вомбат

Карликовые кенгуру

Пустыни и саванны Сухие кустарники (скреб)

Акации

Эвкалипты

Страус эму

Ящерицы

Змеи

Приложение №3.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по самому интересному материку. Двое наших исследователей уже побывали там. Вы их сейчас услышите.

Итак, наш корабль “Искатели” отправляется в плавание. В добрый путь!

Австралия – страна наоборот.

Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно ходят вверх ногами,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыни пропадают где-то).
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье.
Спасают юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.

Г. Усова

Приложение №4.

В нашей экспедиции много участников, но среди них есть главные исследователи – консультанты. Они помогут новичкам преодолеть трудности, а так же в конце пути оценят ваши знания. Познакомьтесь с ними. (Представление консультантов).

Работа по карточкам (дифференцированные вопросы).

У вас на столах карточки-задания с вопросами разного уровня сложности. Вы по группам (4 человека) работаете 2-3 мин, советуетесь, а затем отвечаете, выбрав вопрос.

Имейте в виду, что вопросы со словами “Почему, объясните, докажите” оцениваются выше.

Карточка-задание климатологам.

  1. Назовите основные климатические пояса Австралии.
  2. Докажите, что Австралия – самый сухой материк.
  3. Почему на востоке Австралии влажнее, чем на западе?

Карточка-задание зоогеографам.

  1. В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
  2. Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.
  3. Почему здесь много сумчатых животных?

Карточка-задание гидрологам.

  1. Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озер?
  2. Почему велика территория внутреннего стока?
  3. Что такое “крики”? Почему они пересыхают?
  4. Озеро Эйр – “мертвое сердце” Австралии. Почему его так называют?

Карточка-задание ботаникам.

  1. Какие растения есть только в Австралии?
  2. Почему в Австралии нет оазисов, как в Африке?
  3. Как можно сохранить уникальную флору Австралии? Какие меры по охране можете предложить вы?

Карточка-задание геоморфологам.

  1. Что лежит в основании материка?
  2. Почему в Австралии нет вулканов?
  3. Какими породами сложена поверхность материка?
  4. Полезные ископаемые Австралии, их размещение.

Приложение №5.

В текстах найдите ошибку и дайте правильный ответ с объяснениями. Почему вы так считаете?

Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком-
Австралийский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.

Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикус) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии – Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие реки называются Вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании ее лежит древняя складчатость. На востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, которые выводят детенышей из яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых.

Контрольная работа по теме “Австралия”.

1 вариант.

1. В основании материка Австралии лежит:

А). Древняя складчатость;
Б). Древняя платформа;
В). И то и другое

2. К западу поверхность Австралии:

А). Повышается
Б). Понижается
В). Такая же, как на востоке

3.Большая часть Австралии находится:

А). В экваториальном поясе
Б). В тропическом поясе
В). В умеренном поясе

Остров Тасмания находится:

А). В тропическом поясе
Б). В субтропическом поясе
В). В субтропическом и умеренном поясе

Не имеет стока в океан:

А). Вся Австралия
Б). Меньшая часть Австралии
В). Более половины площади Австралии

Озера Австралии в большинстве:

А). Пресные
Б). Соленые

Столица Австралии:

А). Сидней
Б). Канберра
В). Другой город

Коренные жители Австралии:

А). Англичане
Б). Аборигены
В). И те, и другие

Австралийский Союз – это:

А). Развитая страна.
Б). Развивающаяся страна
В). Страна с переходной экономикой

Ведущее место в сельском хозяйстве принадлежит:

А). Овцеводству
Б). Разведению крупного рогатого скота
В). И тому, и другому

Установите соответствие:

Природная зона

А). Субэкваториальные леса
Б). Саванна
В). Пустыня

Животное

А). Страус Эму
Б). Коала
В). Кенгуру

Задание:

1). Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?

2). Назовите природные зоны Австралии и укажите, чем они отличаются от соответствующих зон Африки.

3). Спрогнозируйте, что произойдет с климатом материка, если Большой Водораздельный хребет разрушится.

2 вариант.

Большую часть Австралии занимает:

А). Платформа
Б). Область новой складчатости
В). Область древней складчатости

К востоку поверхность Австралии:

А). Понижается
Б). Повышается
В). Такая же, как на западе

3. Большую часть Австралии занимает:

А). Саванна
Б). Пустыня
В). Субэкваториальные леса

4. Австралия – самый:

А). Влажный материк
Б). Сухой материк
В). Жаркий материк

5.Австралия находится:

А). К северу от экватора
Б). К югу от экватора
В). На экваторе

Реки Австралии полноводны:

А). Весь год
Б). Летом
В). Зимой

Население Австралии:

А). 165 млн. чел.
Б). 17 млн. чел.
В). 30 млн. чел.

Большая часть населения живет:

А). На западе
Б). На востоке
В). На юге

Аборигены проживают:

А). В городах
Б). В резервациях
В). Где хотят

Главная земледельческая культура:

А). Ананас
Б). Пшеница
В). Банан

Установить соответствие:

Природная зона

А). Субэкваториальные леса
Б). Саванна
В). Пустыня

Животное

А). Страус Эму
Б). Коала
В). Кенгуру

Задание:

1). Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?

2). Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?

3). Учитывая то, что население Земли постоянно растет, дайте прогноз о плотности материка Австралия в будущем.

Тест “Сравнение природы Африки и Австралии”.

Африка -1; Австралия -2

  1. С севера омывается Средиземным морем.
  2. Самый жаркий материк.
  3. Восточное побережье открыл Джеймс Кук.
  4. Весь материк был колонией Англии.
  5. На востоке происходят землетрясения и извержения вулканов.
  6. Вдоль северо-восточного побережья тянется Коралловый риф.
  7. Нет современного оледенения.
  8. Находится самая большая пустыня.
  9. Самый сухой материк.