Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Конспект урока географии в 6-м классе по теме Вулканы и гейзеры

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 546

Полстянкина Ольга Леонидовна, преподаватель географии

Цели:

  1. Сформировать представление о  вулканах и гейзерах, их строении и особенностях извержений.
  2. Сформировать представление о причинах извержения вулканов, их последствиях,  а также  их значении  для человека.
  3. Научить по  карте определять местоположение вулканов и обозначать их на контурной карте.

Оборудование:

Ход урока

1. Устный опрос по предыдущей теме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Кирилл и Мефодий»

1. Опрос по предыдущей теме.

  1. Что вы знаете о движении земной коры?

Движения земной коры бывают быстрыми и медленными, вертикальными и горизонтальными.

  1. Что такое землетрясения?

  1. В каких районах они встречаются.

Землетрясения чаще всего встречаются в определенных районах. Их называют сейсмическими поясами.

  1. Какие сейсмические пояса вы знаете?

Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.

2. Новая тема. Вулканы и гейзеры.

Мы не случайно  начали урок, вспомнив про землетрясения. Частыми спутниками землетрясений являются вулканы и их младшие братья гейзеры.

( Цели)Сегодня на уроке мы должны познакомиться с вулканами и гейзерами, Как вы считаете, при знакомстве с этими явлениями природы о чем мы должны говорить?

узнать их строение, поговорить о причинах извержения вулканов и их значении  для человека. Научиться по  карте определять местоположение вулканов и обозначать их на контурной карте.

Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, или хоты бы перечислить вопросы по которым следует изучить эти явления природы.(Разберем строение вулкана, выявим причины извержений и тд)

Извержение вулкана –одно из наиболее грозных и в то же время величественных явлений природы. Своим названием вулканы обязаны римскому богу огня ВУЛКАНУ.

Урок 24

Слайд. №3 извержение вулкана (видео)

У каждого вулканы свой характер, как у человека. Одни дымятся, как огромные паровозы, другие - выбрасывают каменные бомбы, третьи - изливают огненные реки, Одни долго готовятся к извержению, другие- начинают извергаться неожиданно. Есть очень активные и беспокойные вулканы. Тогда жизнь у подножья вулканов полна опасностей и неожиданности.

Поговорка. Живешь, как на вулкане.

Что такое вулкан?

Записывают определение в опорный конспект.

Где встречаются вулканы?

Вулканы образуются в тех районах Земли, глее глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность, например, на границе литосферных плит.

В горах. На границах литосферных плит.

Слайд №7,

Карта размещения вулканов по планете

№8, тихоокеанское огненное кольцо

Пытаясь освободиться от колоссального давления, которое существует на глубине, магма устремляется в открытую узкую щель

Смотрят слайд

Слайд № 5, Строение вулкана

Слайд № 6.

Схема извержения вулкана

Строение вулкана.

  1. Область в верхней части мантии, где находится магма называется магматическим очагом.
  2. Канал по которому магма выводится на поверхность называется – жерлом.
  3. Воронка на вершине  вулкана - кратер (похожа на колодец или чашу)
  4. Вырвавшаяся на поверхность магма, остывая, превращается в лаву. Лава бывает разогрета до 1000 С.
  5. При застывании лава образует натеки самой причудливой формы. Образуя вулканический конус.

Кроме лавы из кратера вулкана вырывается вулканический пепел и вулканические бомбы (Куски запекшейся лавы).

Находят в опорном конспекте части вулкана и записывают их в таблицу.

Задание №3  найдите на карте полушарий и запишите в таблицу названия вулканов, имеющих данные координаты:

1.)35 с.ш. 138 в.д.      влк. Футзияма.

2.) 55 с.ш. 160 в.д.     влк. Ключевская сопка

3.)3 ю.ш. 37 в.д.         влк. Килиманджаро

4.) 2 ю.ш. 78 з.д.         влк. Котопахи

5.) 19.с.ш. 97 з.д.         влк.Орисаба.

Работают с картой полушарий в атласе. Находят названия вулканов, записывают их в таблицу в опорном конспекте.

 Обозначьте вулканы из задания №3 на контурной карте.

Вулканы на к.к обозначаются звездочкой и подписываются печатными буквами, разборчивым почерком.

Обозначают на контурной карте вулканы: Фудзияма, Ключевская сопка, Килиманджаро, Котопахи, Орисаба.

Последствия извержения вулканов?

Извергаясь вулканы производят большие опустошения.

  1. Земля на многие км покрывается пеплом;
  2. раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары, сжигающие леса, поля и поселения;
  3. в тучах удушливых газов не редко погибают люди, звери и птицы;
  4. стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются  при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути.

Последствия извержения вулканов бывают очень трагическими.

Гибель Помпеи при извержении вулкана Везувий.

Ученые пытаются предсказать извержение вулканов и снизить ущерб

На доске репродукция картины «Гибель Помпеи»

Вулканы бывают потухшими и действующими

Потухшими вулканами называют вулканы не извергавшиеся на памяти человечества.

Записывают в опорные конспекты схематично потухшие и действующие вулканы.

Значение вулканов.

  1. Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли. (Вулканологи)
  2. Биологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли  живыми организмами.
  3. Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом.
  4. Человек использует энергию вулканов и продукты ух извержения:

а) вулканический пепел - прекрасное удобрение,

б) вулканический туф – строительный материал,

в) Внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц. На Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии. США созданы геотермальные электростанции. Турбины таких электростанций вращает пар горячих подземных источников.

г) Горячие источники вблизи вулканов обладают  целебными свойствами и помогают в лечении разных болезней.

Записывают в опорный конспект значение вулканов для человека.

Гейзеры.

Вокруг вулканов нередко встречаются горячие источники. Даже давно уснувшие вулканы продолжают греть  подземные воды. Она вырывается на поверхность в виде пара и горячих ключей, в них можно купаться даже зимой.

Горячие источники возникают когда дождевая или талая вода через систему трещин попадает к разогретым породам вблизи магматических очагов, и, вскипая, устремляется на поверхность.

Если под землей есть полость где подземные воды скапливаются и нагреваются, образуется гейзер.

Свое название горячие фонтаны получили от местности ГЕЙЗЕР в Исландии.

Гейзер фонтанирует короткое время, но с весьма точными интервалами.

Большие гейзеры могут извергать воду на высоту до 50 м.

Гейзеры встречаются в США, В России на Камчатке, В Исландии, Новой Зеландии.

Записывают определение гейзера.

Слайд №19

Строение гейзера

Слайд №20

Фото гейзера

Слайд № 21

Видео Долины гейзеров на Камчатке

Подведем итоги.

  1. вулканы и землетрясения – это проявление внутренней энергии Земли.
  2. наибольшее количество вулканов сосредоточено внутри тихоокеанского вулканического кольца.
  3. Человек использует в хозяйственной деятельности вулканическое тепло и продукты извержения вулканов.
  4. В районах сильной вулканической активности часто встречаются горячие источники и гейзеры

Домашнее задание параграф 19 читать. Приклеить в тетрадь опорный конспект, знать его содержание.

Записывают в дневники домашнее задание

Вопросы на проверку содержания:

1 Назовите основные части вулкана.

2. Какие твердые, жидкие, и газообразные продукты активной деятельности вулкана вы знаете?

3. О проявлении каких сил земли свидетельствуют вулканы и землетрясения?

Где больше всего вулканов?

Как человек использует вулканы и гейзеры7

Что такое гейзеры и где они встречаются

P.S. Выражение «Жить на вулкане» отражает постоянную готовность к каким-либо неприятностям. Почему же люди упорно заселяют территории у подножья вулканов?

Ответ на вопрос