Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок по истории Древнего мира Афины при Перикле

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 384

Никитина Юлия Михайловна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с особенностями афинской демократии, личностью и деятельностью Перикла.
  2. Анализируя первоисточники, выявить наиболее существенные признаки демократии в Афинах во время правления Перикла.
  3. Развивать умение учащихся анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  4. Продолжить формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека и демократических ценностей.

Средства обучения:

1. Мультимедиа-презентация “Афины при Перикле”.

2. Первоисточники:

Основные понятия: демократия, демос, выборы, Народное собрание.

План урока:

Тип урока: семинар-исследование.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей и исходной проблемы семинара.

- Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. А эпоха Перикла названа историками “Золотым веком” демократии: именно в период его деятельности понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще только формируются.

В Афинах не было царей и вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом древнем государстве в управлении не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

НО!!!

ПРОБЛЕМА: Можно ли назвать Афинское государство образцовым?

2. Актуализация опорных знаний, необходимых для более полного и осознанного усвоения темы.

- Беседа с классом по следующим вопросам:

- Что означают слова “демократия”, “демос”?

- Какая часть населения входила в демос?

- Кому принадлежала высшая власть в Афинском государстве?

3. Работа учащихся в группах с первоисточниками.

- Анализируя документы, относящиеся к эпохе Перикла, докажите:

Что в V веке в Афинах были созданы перечисленные вами условия, необходимые для осуществления демократии.

4. Афинское народное собрание.

Группа учащихся анализирует отрывок из “Истории” Фукидида.

(В данном отрывке приводится речь Перикла на могиле первых павших афинских воинов в начале Пелопонесской войны в 431 г. до н.э.)

- Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным… Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

3. В какой мере это определение соответствует современным представлениям о демократии?

5. Избрание на государственные должности.

Группа учащихся анализирует отрывок из “Афинской политии” Аристотеля.

- Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное - по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета - по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопросы к тексту:

  1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?
  2. Какое из условий функционирования демократического режима осуществлялось с введением платы за исполнение выборной должности?

6. Перикл во главе Афин.

Группа учащихся анализирует отрывок о Перикле из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.

- По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление … - это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. “В таком случае,- сказал Перикл, - пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя”. После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:

1. Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

Самого Перикла избирали на должность первого стратега 15 лет подряд.

Какими же качествами обладал Перикл, если он пользовался таким доверием граждан Афин?

Группа учащихся анализирует отрывок об остракизме из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.

- Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали не состоявшимся. Затем все имена раскладывали порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее количество раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества.

Вопросы к тексту:

Как автор объясняет причины описываемых событий?

7. Сократ.

Сократ – первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа-Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать – Финарета – повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз – в битве при Амфиподе в 422 г. до н.э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром 421 г. до н.э.). Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Сократ - один из немногих подлинно великих мыслителей, от которых до нас не дошло ни строчки. Жестокость времени, поглотившего немало шедевров, тут ни при чем: Сократ отказывался записывать свои мысли, утверждая, что любой письменный текст профанирует первоначальную идею. И потому все, что мы знаем о Сократе, дошло до нас благодаря его современникам: философу Платону, комедиографу Аристофану и историку Ксенофонту.

Один из его учеников Алкивиад сказал: "В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца сатира. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом - что речи эти божественны и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства".

Для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. "Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку". Посредством определения понятий, по Сократу, "люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике".

Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание. Основные добродетели для Сократа - это сдержанность, мужество, справедливость.

… некоторые из воспоминаний Ксенофонта весьма убедительны. Он сообщает (как это делает и Платон), что Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться того, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Он имел обыкновение задавать такие вопросы: “Если бы я хотел починить башмак, к кому бы я должен обратиться?” На этот вопрос некоторые искренние юноши отвечали:”К сапожнику, о Сократ”. Он имел обыкновение отправляться к плотникам, кузнецам и т.п. и задавал некоторым из них такой, например, вопрос: “Кто должен чинить корабль государства?”

… его манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся.

Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?"

8. Закрепление.

- Как Перикл укрепил афинскую демократию?

- Что указывает на то, что Афины – рабовладельческая республика?

- Объясните, почему период правления Перикла называют "расцветом афинской демократии".

- Можно ли назвать Афинское государство образцовым?

Презентация

Приложение