Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Разработка урока-семинара на тему Происхождение человека (11-й класс)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 628

Митькова Людмила Александровна, учитель биологии

Перед семинаром, за 2 недели, учащимся предлагаются темы докладов:

Ребята выбирают темы и готовятся под руководством учителя.

Образовательная цель семинара: Доказать, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучить эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека.

Развивающая цель: развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательная цель: воспитание культуры речи, культуры общения.

Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе семинара: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, комплект муляжей, презентация «Происхождение человека».

Ход семинара

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к проведению семинара: доклады, презентация.

II. Какие теории существуют о происхождении жизни?

Ребята высказывают, каждый, свою точку зрения. Заслушивают доклад на тему: «Теории о происхождении человека». Делают вывод:

Теории о происхождении жизни: абиогенный и биогенный синтез, теория панспермии – занесены споры растений с других планет, привезены с других планет инопланетянами, но пока это только факты не признанные биологический наукой.

III. К какому царству живых организмов относится человек?

Какие существуют доказательства животного происхождения человека?

Человек относится к царству животных. Ученики определяют систематическое положение человека в животном мире, используя магнитную доску с систематическими единицами.

Существуют доказательства – эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические; атавизмы и рудименты.

Палеонтологические доказательства происхождения человека.

Палеонтология- наука, изучающая ископаемые формы организмов, представляет доказательства, что человек в своем развитии прошел несколько стадий.

Наука антропология выделяет 3 стадии развития человека.

  1. Древнейшие люди. Питекантропы, австралопитеки, дриапитеки и т.д.
  2. Древние люди. Неандертальцы.
  3. Современные люди. Кроманьонцы

Ученики делают сообщения о местах обитания, образе жизни, внешнем облике:

Используют, во время докладов, муляжи головного мозга древнейших, древних и современных людей, а также презентацию: «Происхождение человека».

Становлению и развитию человека способствовали 2 группы факторов: биологические и социальные.

Биологические факторы:

Социальные факторы:

Проблема: почему современная обезьяна не превращается в человека?

Ребята высказывают свою точку зрения и приходят к выводам: что современная обезьяна это параллельная ветвь в эволюции человека, т.е. современные обезьяны это двоюродные братья и сестры для современного человека.

Эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки низших позвоночных:

Сравнительно-анатомические доказательства. О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.

Анатомия- наука, изучающая внутреннее строение организмов.

Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:

Атавизмы являются доказательством животного происхождения. Это отклонения от нормы.

Атавизмы – появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека:

К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: одинаковое строение опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем органов у человека и обезьян.

IV. Расы человека - проявление идиоадаптации в роде: Человек. Доклад.

V. Методы изучения человека. Доклад и обсуждения.

VI. Учение о происхождении человека.

Ребята вспоминают: какие ученые и когда высказывали мысль о происхождении человека. Затем выступает ученик с докладом: «Развитие представлений о происхождении человека». Выделяет основные этапы развития представлений.

Развитие представлений о происхождении человека.

Идея о естественном происхождении человека могла возникнуть на основе материалистического мировоззрения. Античное время: Анаксимандр, Эмпедокл.

  1. Первоначальные наивные материалистические представления о естественном происхождении человека, даны в произведении римского философа Лукреция Кара «О природе вещей».
  2. Римский врач К. Гален изучал анатомию обезьян, считал её близко к человеческой.
  3. Во времена средневековья, материалистические взгляды о естественном происхождении человека были преданы забвению.
    Идеи преследовались церковью.
    Итальянский философ Лючелли Валини за высказанную в одном из своих сочинений мысль о возможном родстве человека и обезьяны был сожжен на костре.
  1. Карл Линней, будучи объективным ученым, поместил человека в отряд приматов, который был выделен в класс млекопитающих.
    По предложению К. Линнея, человек получил видовое и родовое название: Homo sapies человек разумный.
  1. XIII в. Идею о происхождении человека от обезьяны высказал русский натуралист Афанасий Каверзнев. В своей книге: «О перерождении животных» он высказал мысль, что все животные происходят от одного общего ствола.
  2. Ж.Б. Ламарк, в своей теории эволюции, поместил человека вместе с обезьянами, и свои мысли изложил в труде «Философия зоологии» (1809).
  3. Ч. Дарвином, в своем труде: «Происхождение человека»- 1871г.,

была создана биологическая основа теории антропогенеза: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Социальная основа антропогенеза: труд, мышление, общественный образ жизни и речь.

VII. В заключение семинара делаются выводы:

  1. Человек согласно анатомическим, палеонтологическим, эмбриологическим доказательствам произошел от животных, принадлежащих к типу хордовых, классу млекопитающих.
  2. Антропогенез – эволюция человека – состоит из трех стадий:
  1. Формирование современного человека происходит под воздействием двух групп факторов: биологических и социальных.
  2. Современный вид – «человек разумный» эволюционировал в направлении идиоадаптации, выражающейся в существовании рас: европеоидной, монголоидной, негроидной.
  3. Представители разных рас вступают в брак, что доказывает: расы это один вид, состоящий из разных популяций.
  4. Вид, «Человек разумный», изучается разными методами: генеологическим, биохимическим, близнецовым, цитогенетическим.
  5. Современная обезьяна не может превратиться в человека, потому что это другая ветвь в эволюции обезьян.

VIII. Итоги семинара

оценки за активное участие в семинаре, самооценка каждого участника семинара.

IX. Рефлексия.

Список используемой литературы.

  1. Биология, учебное пособие для учащихся под редакцией Д.И. Трайтака. М: Просвещение, 1983.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М: Дрофа. 2002.
  3. Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.И. Полянского. М.: Просвещение, 1998.
  4. Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение. 2002.
  5. Урысон М.И. Современная наука о происхождении человека. М.: Знание, 1966.