Цель работы: определить пути развития и контроля умений письменной речи на иностранном языке.
Задачи:
Какие же тексты может писать человек на родном языке, а значит, что должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке? Это может быть:
В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстаивать композицию и т.д.
На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе.
Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучения письму.
Чтобы человек научился писать на иностранном языке, прежде всего надо научиться писать буквы.
В современных учебных программах определено, что учащиеся должны овладеть полупечатным - полупрописным шрифтом. На начальном этапе учащиеся должны уметь: узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать; писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации; правильно соединять буквы в словах.
Как учить графике
Чтобы закрепить навык можно выполнять следующие упражнения:
Выполнение любого из вышеперечисленных упражнений предполагают контроль и коррекцию данного навыка, поскольку все они невозможны без обратной связи как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.
При контроле продуктивных коммуникативных умений проявляется, хотя и в ограниченных пределах, творчество учащихся, поскольку это коммуникативное умение связано с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения проверяются либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и с последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий (направленных на решение коммуникативных задач).
Говоря о подходах к обучению письменной речи, мы должны упомянуть:
На разных этапах обучения доминирует тот или иной, соответственно подходы к контролю тоже различны. Если в формально-языковом подходе цель обучения в основном направлена на достижение языковой корректности написанного, что эффективно на начальном этапе обучения иностранному языку, то разумно здесь практиковать самостоятельную проверку письменных работ, повышающую самооценку обучающихся. Формы проверки различны: подчёркивание ошибок учителем и самостоятельное исправление учащимися; проверка учащимися по ключу; указание учителем только количества ошибок в коротком тексте; взаимопроверка и т.д.
Конечно, для формирования умений самооценки учитель должен выработать чёткие критерии оценки, познакомить с ними учащихся и научить пользоваться.
Целью обучения в формально-структурном подходе является продукция текстов через анализ образцовых текстов. Здесь основным критерием является решение коммуникативных задач. Опять же должна быть разработана чёткая и конкретная шкала оценивания: содержательный пункт, соответствие нормам культуры, организация текста, стилистическое оформление (лексика, грамматика, пунктуация).
Коммуникативный подход ставит целью своей работы продукцию текста на основе творчества ученика или учебной группы. При организации контроля и оценки творческих письменных работ учитель должен исправлять все ошибки, привлекая к анализу учащихся. Ошибки разного характера в таких работах - сигнал для учителя, над какими темами, моментами следует усилить работу, что повторить и отработать.
Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить.
Упражнения и задания на формирование орфографических навыков
Обучение собственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем и старшем этапах обучения в школе, а затем развивается и совершенствуется в вузе. При этом определенные типы текстов учащиеся начинают писать уже в начальной школе. На среднем этапе их количество все увеличивается, и они становятся разнообразнее. К окончанию школы учащиеся должны овладеть навыками написания различных видов текстов.
В современных программах по иностранному языку для школ разного типа уже наметилась определенная унификация требований, которая позволит выделить те типы письменных текстов, которые можно предложить написать выпускникам и абитуриентам.
К таким текстам можно отнести:
Сбалансированное использование подходов к обучению письменной речи и, соответственно разных видов контроля, позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учётом формальной и содержательной составляющей коммуникативной деятельности.