Данная программа рассчитана на двенадцать часов, предназначена для учащихся девятых классов.
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет по крайней мере одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
Курс “Мой родной край-Амурская область” носит выраженный краеведческий характер. Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.
Цель: Создать образ родного края через систематизацию знаний по физической, экономической и социальной географии края и усиления межпредметной интеграции.
Задачи:
1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социально-культурного и саморазвития личности.
2. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.
3. Развивать способности анализировать и оценивать факты, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.
4. Приобщить учащихся к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народа, населяющих Амурскую область.
Методы:
Формы обучения:
Предполагаемые результаты изучения элективного курса Мой родной край - Амурская область” вытекают из требований к уровню подготовки выпускников основной школы по географии.
1. Знать содержание основных понятий и терминов.
2. Называть и показывать:
- размеры территории Амурской области крайние точки, их координаты, границы;
- формы рельефа, местонахождение полезных ископаемых;
- климат, внутренние воды, особенности компонентов ПК;
- основные народы, языки и религии своего края;
- отрасли хозяйства района, факторы их размещения.
3. Определять:
- характеристику территории и ее частей из различных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм);
4. Описывать:
- географические объекты, явления, процессы;
5. Объяснять:
- процессы и явления, происходящие на территории района;
- региональные местные особенности населения территории;
- особенности специализации хозяйственной деятельности;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Всего часов | Лекция | Практическая работа | Семинар | Формы выполнение практической работы контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | Тестирование | ||
2 | Физико-географическое положение, рельеф, полезные ископаемые | 2 | 1 | 1 | Выполнение практической работы | |
3 | Климат | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение практической работы | |
4 | Внутренние воды | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение практической работы | |
5 | Почвы, растительный, животный мир | 2 | 1 | 1 | Выполнение практической работы | |
6 | Население | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение практической работы. Тестирование | |
7 | Хозяйственный комплекс | 2 | 1,5 | 0,5 | Выполнение практической работы. Экскурсия | |
8 | Амурская область на карте России | 2 | 1 | 1 | Участие в семинаре | |
Итого | 12 | 6 | 5 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)
Знакомство с источниками знаний о своём районе методом поиска, сбора и изучения материала краеведения.
Раздел I (2 часа)
Физико-географическое положение, рельеф, полезные ископаемые Амурской области.
Цель и задачи: формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы Амурской области; рассмотреть главные черты географического положения и их влияние на особенности природы, населения, сельского хозяйства области.
Учебно-наглядный комплекс: административная, физическая карта Амурской области, схемы, таблицы, контурные карты.
Термины и понятия: географическое положение области, границы.
Географические объекты: Саха (Якутия) Хабаровский край, Еврейская автономная область, КНР, Читинская области, Становой хребет,Чернышова, Янкан, Тукурингра, Сокхтакан, Джагдыр, Селемджинский, Ям-Алинь,Эзоп,Турана.
Практическая работа:
нанести на контурную карту Амурской области (границы, крайние точки, их координаты, соседние пограничные области, районы, важнейшие железнодорожные магистрали), основные формы рельефа, полезные ископаемые.
Раздел II. Климат. (1 ч.)
Цель и задачи: рассмотреть факторы формирования климата, особенности. Формировать умение работать с климатической картой области.
Учебно-наглядный комплекс: климатическая карта Амурской области, таблица, график хода температур, контурная карта.
Термины и понятия: радиационные ,циркуляционные факторы.
Практическая работа:
Используя климатическую карту атласа, определите географические особенности распределение осадков по территории Амурской области. Дайте характеристику сезонам года.
Раздел III. Внутренние воды. (1 ч.)
Цель и задачи: изучит особенности рек Амурской области. Расширить и углубить знания о реках их влияние на климат области.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта области.
Термины и понятия: “речная система”, “бассейн реки”.
Географические объекты: Амур, Зея, Селемджа, Гелюй, Бурея, Нюкжа, озеро Огорон.
Практическая работа:
Нанесите на контурную карту реки общей длиной 200 километров. На каких реках расположены города: г.Благовещенск, г.Белогорск, г.Тында, г.Сковородино, г.Свободный, г. Шимановск, г.Зея, г.Завитинск.
Раздел IV. Почвы, растительный, животный мир. (2 ч.)
Цель и задачи: рассмотреть типы растительности, расширить знание о животном мире, сформировать представление о закономерностях распределения почв. Формировать понимание необходимости охраны природы.
Учебно-наглядный комплекс: гербарии, карта растительного и животного мира, карта почв, карта “ Охрана природы”
Термины и понятия: амурский виноград, лимонник китайский, папоротник-орляк, бархат амурский, лотос Комарова, утка-мандаринка, амурский лесной кот, эрозия почв, заповедники, области.
Практическая работа:
Подготовьте сообщение о животных и растениях занесённых в “Красную Книгу Амурской области”, нанесите на контурную карту типы почв встречающие в Амурской области, дайте описание памятнику природы(по выбору).
Раздел V. Население. (1 ч.)
Цель и задачи: познакомить с численность населения Амурской области, национальным составом, размещением, определить причины влияющими на изменение численности населения, сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках). Показать значение городов в материальной и духовной жизни.
Учебно-наглядный комплекс: политико-административная карта области, статистические данные о численности населения, дополнительная литература.
Термины и понятия: рождаемость, смертность, естественный прирост, демографическая политика, ассимиляция, урбанизация, агломерация.
Практическая работа.
Покажите на карте, из каких губерний и областей переселились крестьяне в Приамурье. Нанесите на контурную карту города области. Составьте диаграмму “ Численность населения городов области”. Приготовьте сообщение о народах севера Амурской области.
Раздел VI. Хозяйственный комплекс. (2 ч.)
Цель и задачи: сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства. Определить перспективы развития экономики Амурской области
Учебно-наглядный комплекс: статистические данные, таблицы.
Термины и понятия: отрасль, производственная, непроизводственная сфера.
Практическая работа.
На контурной карте нанесите крупные промышленные предприятия с отраслями специализации:
- машиностроение
- деревообрабатывающая промышленность
- производство строительных материалов
- легкая промышленность
- пищевая промышленность
Экскурсия: Посещение крупных предприятий города с целью формирования у учащихся правильного представления о современном производстве.
Раздел VII.
Амурская область на карте России (2 ч.)
(Семинар)
Цель и задачи: обобщить знания учащихся по курсу “Мой родной край-Амурская область”
Учебно-наглядный комплекс: атлас Амурской области, таблицы, графики, диаграммы, дополнительная литература.
Учащиеся работают в группах:
Задания.
1. Географический диктант на знание терминов и понятий.
2. Заполнение таблицы географическое положение.
3. Составление кроссворда ПК Амурской области.
4. Построение графика “Динамика численности населения”
5. Тестирование “Хозяйственный комплекс Амурской области.
Подведение итога семинара.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Данный курс позволяет расширить знания учащихся по географии, истории, экологии, родного края.
В программе названы основные разделы курса, перечислены подлежащие изучению вопросы, виды деятельности на уроке.
Большое внимание уделяется творчеству, поисковой деятельности, самостоятельности учащихся. Работа с детьми ведётся как в диалоговом так в самостоятельном режиме.
1. Занятие лекция. Учащимся сообщается цель, значение, структура курса.
2. Занятие-лекция, учащиеся знакомятся с комплексной географической характеристикой Амурской области.
3. Занятие. Практическая работа, где необходимо на контурной карте нанести особенности географического положения, основные формы рельефа, полезные ископаемые.
4. Занятие-лекция на которой учащиеся знакомятся с климатом области.
5. Практическая работа, определение географических особенностей на формирование климата, составление описание сезонов года.
6. Занятие-лекция, изучение особенностей внутренних вод и их влияние на климат области.
7. Занятие. Практическая работа, нанесение на контурную карту рек с общей протяжённостью 200 км, определение по атласу на каких реках расположены крупные города.
8. Занятие-лекция, изучение растительного, животного мира, распределение почв по территории. Знакомство с охраняемыми объектами, памятниками природы.
9. Занятие. Практическая работа, подготовка сообщения о животных и растениях занесённых в” Красную Книгу Амурской области”. Описание памятника природы по выбору учащегося.
10. Занятие проводится в форме лекции знакомство с численностью, национальным составом, традициями, культурой.
11. Занятие в форме практической работы. Составление диаграмм численности, выполнение в контурной карте распределение крупных городов. Подготовка сообщение о народах севера.
12. Занятие-лекция, ознакомить учащихся с хозяйственным комплексом.
13. Занятие-экскурсия на крупные предприятия своего населённого пункта. Работа с контурной картой, нанесение крупных предприятий области.
14. Занятие итоговое - работа по творческим группам. Закрепление изученного материала в виде семинара.