Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Психологическое сопровождение оздоровительного процесса

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 278

Гребенщикова Лариса Геннадьевна, заведующий отделением

В новом веке степень успешности государственной политики будет определяться ее отношением к здоровью – таков лейтмотив новой стратегии ВОЗ. Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства.

Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям).

Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей с детьми работает психолог.

Долгое время в науках, изучающих человека, в центре внимания ученых находились нарушения в здоровье человека, анализировались их причины, и на этой основе искались способы лечения, профилактики нарушений. Было выявлено, что часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией.

Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья.

Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:

Критические ситуации возникают в жизни любого человека как естественное следствие сложных взаимоотношений с окружающим миром. Любая критическая ситуация приводит к нарушению деятельности и общения, порождает психологический дискомфорт и отрицательные эмоциональные переживания, что может иметь неблагоприятные последствия для психического здоровья ребенка. С другой стороны, переживание критической ситуации заключает в себе и позитивный смысл, состоящий в активизации личности, в формировании умения преодолевать жизненные невзгоды, что имеет важное значение для успешного процесса социализации.

В медико-психологических исследованиях (“Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002г.” Отв. Ред. – Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин – Ижевск, 2002) установлено, что на психическое здоровье оказывает влияние не столько степень трудности ситуации, а то, как она преодолевается, какой способ поведения реализует ребенок, разрешая трудные обстоятельства.

Формируясь с раннего детства, способы поведения в критических ситуациях становятся устойчивыми личностными образованиями, основу которых составляют психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья.

Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей.

Таким образом, целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья.

Задачи:

В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.

Возраст детей

Задачи работы

Старший дошкольный

  • овладение ребенком пространством человеческих отношений;
  • формирование “эмоциональной грамотности”.

7 – 9 лет

  • приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
  • развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
  • формирование “эмоциональной грамотности”;
  • содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.

10 лет

  • развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  • формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
  • формирование уверенности в себе.

11 – 12 лет

  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие у детей интереса к себе;
  • формирование у детей навыков самоанализа;
  • развитие и укрепление чувства взрослости;
  • развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

13 – 14 лет

  • формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • овладение способами регуляции поведения, эмоций;
  • формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
  • формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения.
  • развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
  • развитие у ребенка позитивного отношения к себе.

Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям:

Диагностическое.

Развивающее. По итогам диагностических обследований формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия по различным программам (в основном используются методы креативной терапии):

С некоторыми детьми проводятся индивидуальные занятия с использованием методов арт -, сказко- и песочной терапии.

Профилактическое. В рамках этого направления психологическая работа может вестись следующими способами:

Проектная деятельность. Выделена в отдельное направление, так как проектные работы могут быть использованы как с диагностической, так и с развивающей целью. На данном этапе нашей работы разрабатываются и апробируются проекты:

Необходимо отметить, что психологическая работа ведется в тесном сотрудничестве с отрядными воспитателями и врачами. Педконсилиумы, методические занятия призваны повысить квалификацию тех, кто работает с детьми, позволяют оптимизировать отношения взрослых и детей.

Ожидаемые результаты.

  1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.
  2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.
  3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать и т.п.
  4. Активизация у детей собственных ресурсов для разрешения трудной жизненной ситуации.
  5. Оказание социальной поддержки в диадах “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”.