Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок — творческая лаборатория в 7-м классе Край таежный, край родимый мой

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 290

Сергеенко Людмила Вячеславовна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить обучающихся с личностью Д.С.Лихачева, отрывками из его книги “Письма о добром и прекрасном”.
  2. Научить ребят элементам творческой работы.
  3. Выработать умение самостоятельно мыслить, работать с рисунками, текстом.
  4. Развитие ассоциативного мышления обучающихся.
  5. Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.

Ход урока

Оформление: портрет Д.С.Лихачева;

1. Слово учителя.

Сегодня у нас с вами необычный урок: мы находимся в творческой лаборатории. Располагайтесь поудобнее, настройте себя на творческую работу, постарайтесь как можно лучше понять и осмыслить то, о чем пойдет речь на уроке. А говорить мы с вами будем о нашей малой Родине, о любви к ней.

28 ноября 2006 года вся страна отмечает 100-летие со дня рождения замечательного человека, защитника русской культуры, общественного деятеля, автора книги “Письма о добром и прекрасном” Д.С.Лихачева. Его называют совестью русской нации. Почему? Что за человек это был? Давайте послушаем небольшое сообщение о нем.

(двое подготовленных ребят рассказывают о Д.С.Лихачеве)

2. Мотивация творческой деятельности обучающихся.

Учитель:

Д.С.Лихачев говорил: “Любовь к родному краю… начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своему городу… Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”. А поэт А.Твардовский говорил, что “у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые – и в великом целом своем – для всех одна”.

Мы живем в Якутии, в небольшом городке Томмоте.

Это наша малая родина.

Произнесите медленно слова ЯКУТИЯ, ТОММОТ.

Что вы видите, когда произносите эти слова?

Нарисуйте эту картину словами.

Составление обучающимися ассоциативного ряда

При слове ЯКУТИЯ я вижу…

При слове ТОММОТ я вижу…

(учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)

Набор словаря

А теперь запишите, какие “теплые” слова ассоциируются у вас с этими понятиями. (каждый записывает самостоятельно)

Проверка написанного

Прочитайте теплые слова по цепочке, допишите те, которых у вас нет.

Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.

Учитель:

- А теперь посмотрите на картины, которые расположены перед вами. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения, которые вы испытываете, глядя на них..

Как повлияли эти картины с изображением природы Якутии на ваше состояние и настроение?

(ребята читают вслух свои записи и дополняют записанное)

3. Концентрация мыслей ребят.

Учитель:

- А теперь давайте сосредоточимся. В сердце каждого человека незримо живет любовь к Родине, к тому месту, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Еще Д.С.Лихачев говорил: “Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле”.

Приложите руку к своему сердцу и подумайте: какое место занимает там ваш родной город Томмот?

А теперь закройте глаза и вспомните: не обижали ли вы свою малую родину, растения, животных, птиц?

Постарайтесь ответить честно каждый самому себе и помните слова Д.С.Лихачева: “Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам”.

Дайте себе слово не повторять такого никогда, а, наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью.

Одним словом, любите родную землю и творите добро. По словам Дмитрия Сергеевича, “быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно; исправить человечество нельзя, исправить себя – просто… вот почему нужно начинать с себя”.

4. Поэтическая мастерская.

Работа в группах. (обучающиеся делятся на три группы)

Задание для 1-ой группы: прочитать стихотворение народного поэта Якутии Семена Данилова “Подснежники”. Ответить на вопросы: Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним ?

Задание для второй группы: прочитать стихотворение Семена Данилова “Моя Якутия”. Какова основная мысль этого стихотворения? Какими средствами передает поэт свою любовь к родному краю?

Задание для 3-ей группы: прочитать стихотворение современного поэта Якутии Моисея Ефимова “Ода вечной мерзлоте”. В чем смысл названия стихотворения? Как передает поэт красоту природы Якутии и людей, живущих в ней?

Вывод: какой предстает наша малая Родина в творчестве якутских поэтов?

В “Слове о погибели Русской земли” Д.С.Лихачев писал: “О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными… Всем ты преисполнена, земля Русская…”. А чем прекрасна наша малая родина Якутия? Наш родной город Томмот?

5. Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.

Есть на карте маленькая точка…
Мне хочется о Родине сказать…
Есть такой уголок в России…
Мне в жизни повезло…

(ребята выполняют работу в течение 10 минут)

6. Чтение работ обучающихся. Их оценка.

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше пребывание в творческой лаборатории. Что было трудным для вас? Что было интересным? Какое настроение было у вас?

В заключении давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:

“… Подобно тому, как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот “уголок земли”, где мы родились и выросли”.

Так давайте любить этот малый “уголок земли”, беречь его, защищать, делать все, что в наших силах, чтобы он процветал и становился из года в год лучше и краше.

И помните, ребята, один из главных жизненных уроков, данных нам Д.С.Лихачевым: “Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги вашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только “исходные данные” выбраны вами правильно… Все должно идти прямо от сердца…”