Тип урока: урок-практикум.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии проблемного и самостоятельного обучения.
Цели по содержанию:
Методы: проблемного изложения, практическая деятельность учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидульная.
Средства обучения: учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Ч. 2. 10 класс», М.: Русское слово, 2006; атласы, карта «Австралия», ТСО, презентация «Австралия».
ХОД УРОКА
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1. Оргмомент. | Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе, создает доброжелательную атмосферу в классе. Определяет место урока в разделе курса. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | ||||||||||||
2. Целеполагание и актуализация знаний. | Предлагает решить проблемную задачу. Определите, о какой стране идет речь: эта высокоразвитая страна – одна из крупнейших по территории стран мира. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности населения – 2 человека на 1 кв. км, один из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция. Сформулируйте тему урока. Каких целей вы должны сегодня на уроке достигнуть? Объявляет критерии результативности урока: Должны знать: экономико-географические особенности современной Австралии; Должны уметь: на основе карт атласа составлять характеристику объектов и сравнивать их; выполнить проверочную работу. Что вам уже известно об Австралии? | Решают проблемную задачу.
Формулируют тему урока и цели.
Отвечают на вопрос. | ||||||||||||
3. Изучение нового материала. | Для создания образа страны предлагает просмотреть презентацию по Австралии. (Приложение 1) Знакомство со страной мы будем вести согласно типового плана характеристики государства. Назовите основные вопросы плана. 1. Итак, начнем с особенностей её экономико-географического положения. Назовите особенности ЭГП Австралии. 2. Оцените природно-ресурсный потенциал государства. 3. С помощью карты плотность населения расскажите о размещении населения по территории страны. 4. Как вы думаете, какие отрасли хозяйства развиваются или могут развиваться в Австралии? 5. Используя карту атласа «Международные экономические связи», назовите виды экспортной и импортной продукции Австралии. Общий вывод: Австралия – высокоразвитое государство переселенческого капитализма с богатейшими ресурсами. | Смотрят презентацию. Называют типовой план. Работают по картам атласа, оценивают ЭГП страны. Отвечают на вопрос, используя карты атласа. Работают по карте, отвечают на вопрос. | ||||||||||||
4. Закрепление и применение знаний в новой ситуации. | На территории Австралии можно выделить три крупных экономических района. На основе текста учебника, карт атласа, составьте сравнительную таблицу, показывающую отличительные особенности этих районов. Экономические районы Австралии
Признаки сравнения:
| Выполняют задание в тетради. | ||||||||||||
5. Проверка и оценка результатов. | Для подведения итогов предлагает ответить на тестовые вопросы. 1. К какой группе стран можно отнести Австралию:
2. Чем объясняется неравномерность размещения населения Австралии:
3. По производству какого вида продукции Австралия является мировым лидером:
4. Какими видами природных ресурсов Австралия обеспечена в наименьшей степени:
5. Какая страна является главным внешнеторговым партнером Австралии?
| Выполняют работу. | ||||||||||||
6. Домашнее задание | Подготовиться к семинару по теме «Океания». | |||||||||||||
7. Рефлексия. | Просит подвести итоги урока и оценить свою деятельность на уроке. Если вы достигли всех трех целей поставьте оценку «5»; Если вы допустили ошибку в тестовой работе или не закончили таблицу – «4»; Если вы не справились с таблицей или у вас 3-4 ошибки в тестовой работе – «3». Благодарит за урок. | Подводят итоги урока. |