Пояснительная записка
Актуальность работы связана с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающими государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В настоящее время, на этапе реализации ФГОС, каждому учителю-предметнику необходимо овладеть новыми методами работы; в частности системно – деятельностным. Конструкт урока четко показывает смещение акцента с отбора предметного содержания на отбор способов деятельности.
Цель: Составить конструкт урока географии по теме “ Южные материки”
Задачи
Планируемые результаты
1. Знакомство с нормативными документами ФГОС
2. Разработка конструкта
3. Повышение профессиональной компетентности
Объект: Географическое образование в основной общеобразовательной школе
Предмет: Формирование исследовательских способностей обучающихся на уроке географии
Для реализации проекта используются методы:
а) на этапе разработки: анализ, моделирование
б) на этапе реализации: эксперимент
Конструкт урока
Тема: Южные материки
Класс: 7
Тип урока: Изучение нового материала
Цели | обучающая | воспитательная | развивающая |
Формирование представления о природных явлениях, позволяющих объединять материки в группу. | Формирование культуры общения при работе в парах. | Развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником и атласом | |
Планируемые результаты | предметные | личностные | метапредметные |
1. Называют и показывают южные материки 2. Описывают и объясняют объединяющие их признаки: ГП, рельеф, климат, особенности вод, растительность. 3. Объясняют наличие исключений по каждому природному компоненту | 1. Осознают ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; 2. Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами; | 1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи 2. Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействуют с людьми и владеют элементарными практическими умениями работы с учебником и атласом |
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты):
УМК. Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев “География материков и океанов. 7 класс”, М: Дрофа, 2007.
Атлас: География материков и океанов. Изд. Роскартография, 2012
Оборудование: физическая карта мира, атласы, инструктивные карты для работы в группе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Продукт (результат) | ||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
1.Организационный момент | Проверяется готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место | |||
2.Мотивации и целеполагания | Повторение по карте материков, разделение их на 2 группы: южные и северные. Задает проблемный вопрос: Что может объединять 4 материка в группу “Южные”? Выслушивает и фиксирует версии (“малые гипотезы”), корректирует цели урока. | Называют по карте материки: северные, южные. Выдвигают версии для решения проблемного вопроса | Строят речевые высказывания при формулировании версий | Исследуют условия учебной задачи | Запись учащимися темы урока в тетради |
3.Обмена и организации информации | Организует учебное взаимодействие по обсуждению материала в группах “ГП”, “Рельеф”, “Климат”, “Внутренние воды”, “Природные зоны” Контролирует работу учащихся в группах | Выполняют отдельные операции в рамках исследования. Проводят коллективное исследование | Работают в группах. Обсуждают содержание материала Готовят отчет о своем исследовании (работе) Дополняют ответы товарищей | Распределяют роли Осуществляют самоконтроль | Заполненная инструктивная карта группы (см. Приложение 1) |
4. Связывания информации | Организует объединение результатов работы выполненной на уроке. | Слушают, фиксируют выделенные связи и понятия | Слушают отчеты товарищей, задают уточняющие вопросы | Оценивают “малые гипотезы” | Записи в тетради (выводы других групп) |
5. Подведения итогов и рефлексии | Возвращает к проблемному вопросу и “малым гипотезам” Вместе с обучающимися формулирует вывод “Южные материки объединяют особенности ГП, рельефа, общая геологическая история, особенности климата, вод и природных зон.” | Слушают, фиксируют изменения в первоначальных версиях | Корректируют свои гипотезы | Формулируют вывод (ответ на проблемный вопрос) | Запись в тетради (общий вывод) |
6. Применения | Задает закрепляющие вопросы (см. Приложение 2) | Применяют новые знания | Контролируют и корректируют ответы товарищей | Рефлексия своих действий | Самопроверка |
7. Итоговый | Организует диалоговое общение (методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось………) Объясняет домашнее задание | Учащиеся по цепочке продолжают предложение | Рефлексия своих действий | Учащиеся записывают домашнее задание |
Заключение
Выполняя данную работу, я ознакомилась с нормативными и методическими документами по организации и сопровождению ИД обучающихся согласно требованиям ФГОС; составила пример конструкта урока и таким образом повысила свою профессиональную компетентность.
Считаю, что разработанный урок будет успешным, если будут созданы необходимые организационные условия: урок должен быть парным, в группы объединяются учащиеся с разным уровнем подготовки.
Данное направление работы (работа над конструктом) считаю перспективным, так как оно предоставляет возможность дальнейшего повышения уровня профессиональной компетентности педагога и служить основой для группового проекта педагогов Городского Методического Объединения (например – сборник конструктов уроков).
Список литературы