Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6-м классе Имя прилагательное

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 355

Тараторкина Светлана Викторовна, заместитель директра по УВР, учитель русского языка и литературы

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Имя прилагательное”.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся по теме, закрепить навыки правописания прилагательных.
  2. Продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи.
  3. Развивать память, мышление, умение пользоваться алгоритмами, опорными записями при выполнении различных заданий.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в группах, вести учебную дискуссию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Задание: Тест (приложение №1)

(Учащиеся самостоятельно выполняют тест)

(проверка теста: координаторы в группах зачитывают правильные ответы).

3. Прочитайте тексты, сравните. Чем они отличаются? (слайд 3)

1. Настали дни. В траве проглядывают стебельки. Ветер разносит аромат земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

2. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

Задание: выполните синтаксический разбор второго предложения, сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного (один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения на интерактивной доске) (слайд 4)

Задание: подберите к выделенным существительным сложные прилагательные. (Задание выполняется в группах)

Возможный вариант текста: (слайд №5) (учащиеся выполняют морфемный разбор сложных прилагательных на интерактивной доске)

Настали весенние дни. В желто-коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Южно-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.

4. Повторение правописания прилагательных.

Работа с сигнальными карточками: Учитель произносит тезисы. Если

тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

  1. Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.
  2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов –онн-, -енн-, пишется НН.
  3. В суффиксе –ян- всегда пишется Н.
  4. В кратких прилагательных всегда пишется Н.
  5. В суффиксе –ин- всегда пишется Н.
  6. В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса –ин-.
  7. Слова зеленый, синий, юный, румяный, багряный пишутся с Н.

Задание: Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы Н или НН (задание выполняется в парах) (Приложение №2; слайд № 6)

5. “Третий лишний”.

Выберите “лишнее” прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать? (Разряды прилагательных) (работа в группах) (слайд 7) Задание: Определите разряд прилагательных.

1.Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.

2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день.

3. Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.

6. Повторение правописания Не с прилагательными.

Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными? Напишите номера ваших ответов (работа в группах) (слайд 8)

1. Найти зависимые слова.

2. Установить, если предлог.

3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.

Задание: “Составьте шифр” Определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с -НЕ. Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.

Книга нисколько не интересная; некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; недорогой, но красивый платок; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ; не широкая, а узкая канава; невысокий кустарник

Взаимопроверка (слайд 9)

(Р,С,С,С, С, С, Р, С, Р, С.)

7.“Не спутай кармашки”

Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек. (работа в парах)

Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец.

(Самопроверка) (слайд 10)

8. Запишите предложения, исправив ошибки.

Каким правилом будете пользоваться? (Степени сравнения прилагательных)

1.Развитие событий в этой картине становится более интереснее.

2.Волга ширее Дона.

3. С наступлением весны дни становятся длиньше.

4. Из двух зол выбирай более меньшее.

5. Нет ничего красивше природы родного уголка.

Задание: Выполнить на выбор синтаксический разбор одного предложения. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.

9. “Буквенный диктант

Прослушайте утверждения, если согласны, поставьте в буквенном диктанте букву “Д”, не согласны – “Н”

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

10. Рефлексия. Самопроверка (слайд 12)

Самостоятельно оцените свои знания по теме (если учащиеся выполнили буквенный диктант без ошибок, у них получится цифра “5”). Подумайте, что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?

11. Подведение итогов.

12. Домашнее задание.

Подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы - с.135 учебника.