Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Имя прилагательное”.
Задачи:
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест)
(проверка теста: координаторы в группах зачитывают правильные ответы).
1. Настали дни. В траве проглядывают стебельки. Ветер разносит аромат земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
2. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
Задание: выполните синтаксический разбор второго предложения, сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного (один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения на интерактивной доске) (слайд 4)
Задание: подберите к выделенным существительным сложные прилагательные. (Задание выполняется в группах)
Возможный вариант текста: (слайд №5) (учащиеся выполняют морфемный разбор сложных прилагательных на интерактивной доске)
Настали весенние дни. В желто-коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Южно-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.
Работа с сигнальными карточками: Учитель произносит тезисы. Если
тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.
Задание: Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы Н или НН (задание выполняется в парах) (Приложение №2; слайд № 6)
Выберите “лишнее” прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать? (Разряды прилагательных) (работа в группах) (слайд 7) Задание: Определите разряд прилагательных.
1.Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.
2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день.
3. Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.
Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными? Напишите номера ваших ответов (работа в группах) (слайд 8)
1. Найти зависимые слова.
2. Установить, если предлог.
3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.
Задание: “Составьте шифр” Определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с -НЕ. Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.
Книга нисколько не интересная; некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; недорогой, но красивый платок; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ; не широкая, а узкая канава; невысокий кустарник
Взаимопроверка (слайд 9)
(Р,С,С,С, С, С, Р, С, Р, С.)
Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек. (работа в парах)
Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец.
(Самопроверка) (слайд 10)
Каким правилом будете пользоваться? (Степени сравнения прилагательных)
1.Развитие событий в этой картине становится более интереснее.
2.Волга ширее Дона.
3. С наступлением весны дни становятся длиньше.
4. Из двух зол выбирай более меньшее.
5. Нет ничего красивше природы родного уголка.
Задание: Выполнить на выбор синтаксический разбор одного предложения. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.
Прослушайте утверждения, если согласны, поставьте в буквенном диктанте букву “Д”, не согласны – “Н”
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Самостоятельно оцените свои знания по теме (если учащиеся выполнили буквенный диктант без ошибок, у них получится цифра “5”). Подумайте, что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?
Подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы - с.135 учебника.