Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебно-методический комплект: Линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа».
Оборудование: физическая карта России, атлас, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.
Этапы работы | Содержание этапа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент, включающий: *постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: ученик сможет подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для продуктивной работы на уроке. Задачи:
Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный. Критерии определения уровня внимания и интереса: самостоятельность формулировки учащимися темы и целей урока. Ход этапа урока: 1. Вступительное слово учителя – Что является «лёгкими нашей планеты»? (Лес). ЛИСТ ОЦЕНКИ УЧЕНИКА Ф.И.ученика(цы) Дата:____________________
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: *определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); | Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: ученик сможет называть природные условия, ресурсы, растительный и животный мир Арктики и Субарктики; устанавливать взаимосвязь компонентов природы в зонах; проводить самостоятельный поиск географической информации из картографических источников. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для проверки уровня усвоения изученного материала; проверить уровень усвоения пройденного материала. Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях и их ликвидировать; оценить уровень имеющихся знаний у детей Методы организации работы: словесные, наглядные. Формы работы: индивидуальная, групповая работа. Методы стимулирования: рейтинговая система оценки, похвала. Методы оценивания: взаимопроверка по ключу (отметка по количеству набранных баллов), учитель. Учитель помогает исправить ошибки и устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Вносит изменения в план урока по ситуации. Умение отстоять свою точку зрения, творческий подход в решении проблемы, правильный и полный ответ, взаимопроверка по ключу, педагогическое оценивание, количество набранных баллов. Ход этапа урока 1. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам. (У каждого ученика три карточки разного цвета, задания различаются по объему и по уровню сложности материала) Уровень 1.
Уровень 2.
Уровень 3. 1. Почему в лесотундре лесные участки приурочены к долинам рек? Оценивает учитель по критериям:
Внесение результата в лист оценки ученика. 2. Индивидуальная работа по вариантам. Тестирование Внимательно прочитайте задание, выберите правильные ответы и обведите кружком номер ответа. Вариант 1. 1. Для тундр характерно:
2. В тундре развиты следующие отрасли хозяйства:
Вариант 2. 1. Для зоны арктических пустынь характерно:
2. Какой ягоды нет в зоне тундры:
Ответы на слайде. 3. Фронтальная беседа по вопросам проверки домашнего задания, вызвавшим затруднения. (Разбор ошибок, задает наводящие вопросы.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового учебного материала Данный этап предполагает: *постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); | Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учащиеся смогут давать определения понятиям: «темнохвойный лес», «светлохвойный лес», «смешанный и широколиственный», «уссурийская тайга»; характеризовать природную зону тайги России; самостоятельно работать с учебным текстом, тематическими картами, таблицами, рисунками; находить и отбирать нужную информацию для заполнения опорного конспекта; работать в группе, слушать товарища. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать деятельность обучающихся по изучению природно-хозяйственной зоны лесов. Задачи:
Методы представления нового материала: эвристическая беседа, рассказ, иллюстрация и демонстрация в ходе изучения нового материала, частично-поисковый, работа с картой, самостоятельная работа с учебником, заполнение опорного конспекта. Формы и методы организации деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная. Методы стимулирования: создание учителем ситуации успеха через индивидуальные консультации, рейтинговая система оценки работы на уроке. Ход этапа урока: 1. Введение в тему урока Ученица зачитывает стихотворение «Лес». Учитель просит детей задуматься над содержанием информации и сформулировать тему и цели урока. Ученики выдвигают свои предложения, учитель их корректирует. 2. Эвристическая беседа с демонстрацией презентации «Значение леса» 3. Учитель создает проблемную ситуацию: Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре. 4. Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника и тематическими картами, заполнение опорного конспекта Практическая работа: Характеристика зоны тайги. 1 мини-группа «Тайга Русской равнины» Опорный конспект Ф.И. ученика Дата: ___________________.
Сделайте вывод по работе. 4. Географическая игра «Кто быстрее?». Работа в группах по заданию в конверте. Каждая группа получает задание собрать природную зону (одна группа – тундру, вторая группа – тайгу, третья группа – широколиственный лес). В конверте находятся пазлы с изображением деревьев, животных, почв, предметов быта людей и их жилищ. Взаимопроверка по рисунку: 3 правильных объекта 1 балл, максимально – 10. Внесение результата в лист оценки ученика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: *постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); | Цель, которая должна быть достигнута учащимися: смогут называть особенности зоны лесов России, продемонстрировать умение работать с различными источниками географической информации; уметь высказывать различные гипотезы, размышлять, обсуждать, сопоставлять разные виды карт, самостоятельно выполнять задания. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для закрепления изученного материала, Задачи:
Методы: беседа, контроль, работа с картой. Формы работы: самостоятельная индивидуальная работа, диктант, решение проблемы. Критерий для определения степени усвоения нового материала: полнота и правильность индивидуальных ответов учеников, самостоятельность и правильность выполнения практической работы. Ход этапа урока: 1. Проверка заполнения опорного конспекта Каждая группа зачитывает записи, сделанные в опорном конспекте, делает вывод. 2. Решение проблемы: «Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре» 3. Географический диктант. Укажите цифры верных предложений: 1. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают тёмнохвойные породы? Самоконтроль по ключу за правильный ответ 1 балл (внесение количества баллов в лист оценки). Ответы на слайде. 4. Подведение итогов. Беседа: – Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? 5. Работа с листом оценки ученика. Подведем итоги, подсчитав количество баллов, заработанных на уроке, и выставим отметки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | Цель, которая должна быть достигнута учащимися: смогут дать самооценку результатов своей деятельности и класса. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для самооценки своей деятельности и деятельности класса. Методы: словесный, самооценки. Ход этапа урока: Заполнение Листа самооценки
Учитель анализирует свою работу, работу обучающихся, выявляет недостатки предлагает пути решения. Методы: самооценка, метод диалога. Учитель подводит итог урока, дает оценку работе учащихся на уроке и предлагает дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на уроке получилось, и что не смогли сделать. Так каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем уроке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Задание на дом, включающее: *постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); | Цель для учащихся: применение обучающимися ЗУН в практической деятельности, закрепить умение работать с различными источниками географической информации; осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. Цель учителя: обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. Задачи:
Методы: словесные, наглядные. Ход этапа урока: 1. Разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания Учитель делает конструктивный комментарий к объёму и критериям выполнения домашнего задания, рекомендует дополнительную литературу. 2. Домашнее задание: §24 читать, отвечать на вопросы стр166, повторить понятия урока. На контурную карту России нанести границы природных зон лесов. Это будет учитываться при оценивании домашней работы. (Базовый уровень). Учащимся набравшим более 17 баллов – творческое. Подготовить презентацию или доклад по темам:«Лекарственные растения леса», «Редкие и исчезающие растения и животные лесов» (на выбор). (Повышенный уровень) Если у вас возникнут вопросы, предлагаю свою помощь. |