Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

План-конспект урока географии по теме Леса России. 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 735

Швыдченко Валентина Ивановна, учитель географии

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебно-методический комплект: Линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа».

Оборудование: физическая карта России, атлас, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

*постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
*определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
*описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: ученик сможет подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для продуктивной работы на уроке.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • организация рабочего пространства;
  • проверка готовности к уроку: атласов, контурных карт, письменных принадлежностей, учебников
  • создать ситуацию успеха, доверия;
  • настроить обучающихся на предстоящую учебную деятельность на уроке;

Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный.

Критерии определения уровня внимания и интереса: самостоятельность формулировки учащимися темы и целей урока.

Ход этапа урока:

1. Вступительное слово учителя

– Что является «лёгкими нашей планеты»? (Лес).
Лес – это «фабрика кислорода», 1 га леса за год очищает 18 млн.м3 воздуха от СО2, поглощает 64 т. других газов и пыли.
Как мы называли лес на разных материках? (Гилея, сельва, джунгли, тайга).
Так что же скрывается за таким коротким словом «лес», мы узнаем позже, а сейчас проверим всё ли готово у нас к уроку: учебники, атласы, ручки, карандаши, опорный конспект.
Сегодня вы будете работать индивидуально, в группах, и от качества и количества выполненной работы будет зависеть оценка, которую вы получите в конце урока.
Подпишите листы самооценки, которые вы будете заполнять в течение урока.

ЛИСТ ОЦЕНКИ УЧЕНИКА

Ф.И.ученика(цы) Дата:____________________

№ п/п Содержание задания Количество баллов Оценка за урок
max за ответ
1 Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам. 5
2 Тестирование 7
3 Игра «Кто быстрее?». 10
4 Географический диктант 4
Итог 26
Итоговые баллы: От 21 до 26 баллов – «5»
От 15 до 20 баллов – «4»
От 9 до 14 баллов – «3»
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

*определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
*определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
*описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
*описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
*определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
*описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
*описание методов мотивирования (стимулирования) учебной *активности учащихся в ходе опроса;
*описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: ученик сможет называть природные условия, ресурсы, растительный и животный мир Арктики и Субарктики; устанавливать взаимосвязь компонентов природы в зонах; проводить самостоятельный поиск географической информации из картографических источников.
Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для проверки уровня усвоения изученного материала; проверить уровень усвоения пройденного материала.
Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания;
выявить пробелы в знаниях и их ликвидировать;
оценить уровень имеющихся знаний у детей
Методы организации работы: словесные, наглядные.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа.
Методы стимулирования: рейтинговая система оценки, похвала.
Методы оценивания: взаимопроверка по ключу (отметка по количеству набранных баллов), учитель.
Учитель помогает исправить ошибки и устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Вносит изменения в план урока по ситуации.
Умение отстоять свою точку зрения, творческий подход в решении проблемы, правильный и полный ответ, взаимопроверка по ключу, педагогическое оценивание, количество набранных баллов.

Ход этапа урока

1. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам. (У каждого ученика три карточки разного цвета, задания различаются по объему и по уровню сложности материала)

Уровень 1.

1. Сколько природных зон можно встретить на территории Арктики и Субарктики?

Уровень 2.

1. В чём главная специфика животного мира арктических пустынь? C чем она связана?
2. Что привлекает многочисленных птиц в суровые условия Арктики?

Уровень 3.

1. Почему в лесотундре лесные участки приурочены к долинам рек?
2. Почему в азиатской части зона тундры находиться южнее, а западной – севернее?

Оценивает учитель по критериям:

1 уровень – «3 балла»,
2 уровень – «4 балла»,
3 уровень – «5 баллов».

Внесение результата в лист оценки ученика.

2. Индивидуальная работа по вариантам. Тестирование

Внимательно прочитайте задание, выберите правильные ответы и обведите кружком номер ответа.

Вариант 1.

1. Для тундр характерно:

1. Малая мощность снежного покрова.
2. Высокая заболоченность.
3. Тёплое лето.
4. Суровая зима.
5. Большое количество мелких озёр.
6. Преобладание карликовых растений и мхов.
7. Большое количество осадков.

2. В тундре развиты следующие отрасли хозяйства:

1. Оленеводство
2. Разведение крупного рогатого скота
3. Охота и рыболовство.
4. Выращивание зерновых культур.

Вариант 2.

1. Для зоны арктических пустынь характерно:

1. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
2. Расположена на островах Арктики.
3. Дуют сильные ветры.
4. На этой зоне находятся огромные площади оленьих пастбищ.
5. На скалах птичьи базары.
6. Полярная ночь длится до 150 суток.
7. В этой зоне грибы выше деревьев.

2. Какой ягоды нет в зоне тундры:

1. Малина.
2. Клюква.
3. Голубика
4. Морошка.
Самоконтроль по ключу и самооценка. Правильный ответ 1 балл (внесение количества баллов в лист оценки).

Ответы на слайде.

3. Фронтальная беседа по вопросам проверки домашнего задания, вызвавшим затруднения. (Разбор ошибок, задает наводящие вопросы.)

3. Изучение нового учебного материала

Данный этап предполагает:

*постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
*определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
*изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
*описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
*описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
*описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
*описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учащиеся смогут давать определения понятиям: «темнохвойный лес», «светлохвойный лес», «смешанный и широколиственный», «уссурийская тайга»; характеризовать природную зону тайги России; самостоятельно работать с учебным текстом, тематическими картами, таблицами, рисунками; находить и отбирать нужную информацию для заполнения опорного конспекта; работать в группе, слушать товарища.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать деятельность обучающихся по изучению природно-хозяйственной зоны лесов.

Задачи:

  • научить распознавать различные типы лесов с опорой на характеристику их основных элементов;
  • способствовать применению знаний на практике, используя разные виды работы;
  • закрепить умение работать тематическими картами, составлять характеристику подзоны;
  • заполнять опорный конспект
  • воспитывать ответственность, умение работать в группах, повысить интерес к изучению нового материала.

Методы представления нового материала: эвристическая беседа, рассказ, иллюстрация и демонстрация в ходе изучения нового материала, частично-поисковый, работа с картой, самостоятельная работа с учебником, заполнение опорного конспекта.

Формы и методы организации деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная.

Методы стимулирования: создание учителем ситуации успеха через индивидуальные консультации, рейтинговая система оценки работы на уроке.

Ход этапа урока:

1. Введение в тему урока

Ученица зачитывает стихотворение «Лес». Учитель просит детей задуматься над содержанием информации и сформулировать тему и цели урока. Ученики выдвигают свои предложения, учитель их корректирует.

2. Эвристическая беседа с демонстрацией презентации «Значение леса»

3. Учитель создает проблемную ситуацию: Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре.

4. Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника и тематическими картами, заполнение опорного конспекта

Практическая работа: Характеристика зоны тайги.

1 мини-группа «Тайга Русской равнины»
2 мини-группа «Тайга Западной Сибири»
3 мини-группа «Тайга Восточной Сибири»

Опорный конспект

Ф.И. ученика Дата: ___________________.

Природные компоненты Русская равнина Западная Сибирь Восточная Сибирь
Климат
Воды
Почвы
Растительность
Животные
Хозяйственная деятельность человека

Сделайте вывод по работе.
Запись вывода в тетрадь
Вывод. Для зоны тайги характерно относительно тёплое лето и довольно холодная зима, избыточное увлажнение. Смешанные и широколиственные леса не образуют сплошной полосы, они растут на Русской равнине и Дальнем Востоке, где климат более тёплый и влажный.

4. Географическая игра «Кто быстрее?». Работа в группах по заданию в конверте. Каждая группа получает задание собрать природную зону (одна группа – тундру, вторая группа – тайгу, третья группа – широколиственный лес). В конверте находятся пазлы с изображением деревьев, животных, почв, предметов быта людей и их жилищ.

Взаимопроверка по рисунку: 3 правильных объекта 1 балл, максимально – 10. Внесение результата в лист оценки ученика.
Учитель перепроверяет, если нужно, то корректирует.

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

*постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
*определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
*описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
*описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
*описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: смогут называть особенности зоны лесов России, продемонстрировать умение работать с различными источниками географической информации; уметь высказывать различные гипотезы, размышлять, обсуждать, сопоставлять разные виды карт, самостоятельно выполнять задания.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для закрепления изученного материала,
организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний.

Задачи:

  • установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала;
  • создать условия для применения знаний в измененной ситуации.

Методы: беседа, контроль, работа с картой.

Формы работы: самостоятельная индивидуальная работа, диктант, решение проблемы.

Критерий для определения степени усвоения нового материала: полнота и правильность индивидуальных ответов учеников, самостоятельность и правильность выполнения практической работы.

Ход этапа урока:

1. Проверка заполнения опорного конспекта

Каждая группа зачитывает записи, сделанные в опорном конспекте, делает вывод.
Индивидуальная консультация учителя и корректировка ответов учащихся.

2. Решение проблемы: «Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре»
Посмотрим, как вы научились думать и размышлять. Принимаются все гипотезы.

3. Географический диктант. Укажите цифры верных предложений:

1. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают тёмнохвойные породы?
2. В зоне тайги преобладают серые лесные почвы?
3. Главнейшее богатство тайги – древесина?
4. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги?
5. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы?
6. В зоне средней Сибири преобладают светлохвойные породы?
7. Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря?
8. Уссурийская тайга распространенна на Русской равнине?

Самоконтроль по ключу за правильный ответ 1 балл (внесение количества баллов в лист оценки).

Ответы на слайде.

4. Подведение итогов. Беседа:

– Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
– Как же называется тема урока?

5. Работа с листом оценки ученика. Подведем итоги, подсчитав количество баллов, заработанных на уроке, и выставим отметки.

5. Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута учащимися: смогут дать самооценку результатов своей деятельности и класса.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для самооценки своей деятельности и деятельности класса.

Методы: словесный, самооценки.

Ход этапа урока:

Заполнение Листа самооценки

Фамилия, имя Мне было на уроке: Подчеркните:
Тему урока
Своей работой на уроке Моя оценка за урок
интересно я понял доволен
не интересно не понял не очень доволен
скучно Что не понятно Не доволен

Учитель анализирует свою работу, работу обучающихся, выявляет недостатки предлагает пути решения.

Методы: самооценка, метод диалога.

Учитель подводит итог урока, дает оценку работе учащихся на уроке и предлагает дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на уроке получилось, и что не смогли сделать. Так каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем уроке

6. Задание на дом, включающее:

*постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
*определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
*определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель для учащихся: применение обучающимися ЗУН в практической деятельности, закрепить умение работать с различными источниками географической информации; осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Цель учителя: обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

  • создать условия для записи домашнего задания в дневник;
  • разъяснить правила выполнения дифференцированных творческих заданий.

Методы: словесные, наглядные.

Ход этапа урока:

1. Разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания Учитель делает конструктивный комментарий к объёму и критериям выполнения домашнего задания, рекомендует дополнительную литературу.

2. Домашнее задание: §24 читать, отвечать на вопросы стр166, повторить понятия урока. На контурную карту России нанести границы природных зон лесов. Это будет учитываться при оценивании домашней работы. (Базовый уровень).

Учащимся набравшим более 17 баллов – творческое. Подготовить презентацию или доклад по темам:«Лекарственные растения леса», «Редкие и исчезающие растения и животные лесов» (на выбор). (Повышенный уровень)
Оцениваться будет свободное владение материалом, правильность и полнота ответов на вопросы учебника, знание понятий, работа на контурной карте, доклады или презентации.

Если у вас возникнут вопросы, предлагаю свою помощь.