Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Клубный час Человек и природа

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 210

Брылина Светлана Владимировна, учитель географии

Цели:

Ход мероприятия

Приложение

Ведущий: Природа и человек-эта взаимосвязь существует столько, сколько существует человек. Человек не может прожить без природы, а природа постоянно чувствует присутствие человека.

Человек всегда восхищался природой, создавал прекрасные картины, вдохновленный ее пейзажами. Посмотрите на эти картины. (Просмотр слайдов с картинами Шишкина Ивана Ивановича, Айвазовского Ивана Константиновича, Васильева Федора Александровича, Поленова Василия, Васнецова Виктора)

Человек не только рисовал красоты природы, но и передавал их, сочиняя стихи. Многие из них нам известны с детства. Попробуйте продолжить известное стихотворение и назвать его автора.

1. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (А.С.Пушкин)

2. Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. (А.С.Пушкин)

3. Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье! (Алексей Плещеев)

4. Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят на все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед”.
Весна идет, весна идет –
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней! (Ф.И.Тютчев)

5. Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила. (Федор Тютчев)

6. Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)

7. Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. (И.Бунин)

(В презентации размесить стихи, если дети затруднятся прочесть, показать текст и прочитать стихи, можно не все).

Ведущий: Мир природы прекрасен. Даже просто ее звуки радуют наш слух. Послушаем пение птиц, и назовем их. (В презентации показать птиц и послушать их пение.)

Ведущий: С детства наблюдаем природу, с раннего возраста изучаем ее, а что мы знаем о природе?

Проводится викторина “Знатоки природы”.

  1. Корни этого дерева в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты. Поэтому они хорошо удерживают почву. По-латински его название означает “скала”. Очень любит свет. (Сосна.)
  2. Это летучие вещества, убивающие вредные микроорганизмы, которыми полон воздух. (Фитонциды.)
  3. Пушной зверек. Ест все: ягоду, орехи, мед и животную пищу (рябчики, землеройки, белки, полевки, кабарга), “Бриллиант Сибири”. (Соболь.)
  4. Древесина этого дерева в воде не гниет, а становится крепче, Санкт-Петербург построен на сваях из этого дерева, из него же сделаны детали внутренних сооружений Московского Кремля. (Лиственница.)
  5. Таежный зверь. Массивное животное, к удивлению, быстро бегает, единственное животное, с которым не может совладать таежный гнус. Любит стоять в воде, свободно переплывает через большие сибирские реки. (Лось.)
  6. Главный корень у этого дерева отмирает через 10–15 лет, и оно держится за счет боковых. Поэтому при сильном урагане в этом лесу много поваленных деревьев. Древесина однородная – мало сучков. (Ель.)
  7. Из чего делают скрипки и пианино (ель), флейты и кларнеты (клен), карандашные палочки (кедр), бумагу (ель, осина, тополь), парфюмерные изделия (пихта), кондитерские изделия (липа), лекарственные изделия (ель - глицерин, пихта, кедр-смола от ожогов), рыболовные снасти, веревки, мешковину (ива), скипидар, сера, канифоль (лиственница), детали для машин (черный дуб (мореный), рябина, клен, лиственница).
  8. “Черный ящик”.
    В черном ящике предмет, изготовленный человеком. Первые эти предметы были изготовлены во II веке до нашей эры. Для изготовления в разное время использовались различные компоненты: шелк, хлопок, пенька (волокна стеблей конопли), древесная зола. Для изготовления нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную массу. В 1857 была разработана технология получения этого предмета из древесины. (Бумага.)

Ведущий: Сейчас много уделяется внимания изучению природы. Существуют различные науки, которые занимаются изучением природы, природных явлений. Назовите эти науки. (Кто последний тот выиграл этот конкурс: биология, геология, экология и т.д.)

– Влияние человека на природу есть положительное, и есть отрицательное.

Что за шум, что за гам, что за новости?
У людей не осталось совести?
Где побудут всего пять минут,
Кучи мусора растут!
Сколько будет природа мучиться?
Ждать, когда человек научится
Уважать ее и заботиться,
А не то это плохо кончится!

Ведущий: По рисунку определите экологическую проблему, объясните причину образования. (Озоновая дыра, кислотный дождь, парниковый эффект.)

Люди всегда понимали великое значение природы, слагали пословицы и поговорки. Вам предлагаются разрезанные пословицы, сложите их.

Ведущий: В России создано много заповедников и национальных парков.

Какие из них Вы знаете? (предлагается кроссворд)

А К В А К Р Ы Й
З С В А Ч Б К И
У К И Р Л Р С Н
С И К О К И Й А
С Й Т Р С Ь Л Д
У С Б А Й К А Ы
Р И Й С К И Й Г

  1. Заповедник в Бурятии. (Байкальский)
  2. Заповедник в Ямало-Ненецком АО. (Гыданский)
  3. Заповедник в Краснодарском крае. (Кавказский)
  4. Заповедник в Карелии. (Кивач)
  5. Заповедник в Приморском крае. (Уссурийский)
  6. Заповедник в Красноярском крае. (Столбы)
Ведущий: У нас в гостях знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссер, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Известен как Капитан Кусто. Он был настоящим любителем природы. Его работа для многих людей открыла “голубой континент” (океан). Как зовут этого человека? (Жак-Ив Кусто́)

Совместно с Э.Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг. В 1950 году он арендовал корабль “Калипсо”. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съемок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако. (Зачитать слова Кусто в презентации.)

Ведущий: Вы подрастающее поколение, то Вас зависит будущее планеты, сможете ли Вы сохранить нашу планету. Ответьте на вопросы по экологии. (На доске – планета, если дается правильный ответ, ладошка, на которой содержится вопрос, прикрепляется поддерживающей планету.)

  1. Как спасти легкие планеты (не рубить деревья, вести посадку деревьев).
  2. Что ты знаешь о вторичном сырье? Почему оно так важно? (Сохраняет природные ресурсы).Исчезают животные и растения. Как можно их спасти? Что ты знаешь о красной книге? (Список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Первое издание вышло в свет в 1963 году)
  3. Какие способы очистки воды ты знаешь? (Перегонка, фильтрация)
  4. GREENPEACE. Что это за организация, чем она занимается?

(Гринпис – независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды, основанная в 1971 г.)

Ведущий: Чтобы привлечь внимание подростков к проблеме охраны природы, написаны даже песни. Давайте завершим наш клубный час исполнением песни “Лесной марш”.

Музыка: Юрий Чичков. Слова: П.Синявский. 1976 г.

Нам птицы просигналили подъем
Привычными тропинками проходим мы
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины

Припев:
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том что есть у леса
Надежные друзья
Такие же девчонки
Такие же мальчишки
Такие же счастливые как ты и я (2 раза)

Мелькают наших песен огоньки
Шагаем мы лесами, перелесками
Под кедрами красавицы тайги
Под соснами полескими
Припев:

Нам солнце улыбнется веселей
И каждый день нам радостным покажется
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев
Припев:

И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников
Природа дарит людям чудеса
А мы ее помощники.

Список литературы

  1. Воскобойников В. Энциклопедия народной мудрости, СПб.: “РЕСПЕКС”, 1997. – 448 с.
  2. Скарлато Г. Занимательная география, К.: “Альтерпрес”, 1996. – 415 с.
  3. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников, Ярославль, “Академия развития”, 1997. – 192 с.
  4. АджиеваЕ.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К, Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов, М.: Центр “Педагогический поиск”, 2005. – 160 с.
  5. Огнева С.Г., Артемкина О.В., Степанец С.Г., Лаврентьева И.С., Бучкова Л.В. Школа интересных каникул, Волгоград: Учитель, 2007. – 206 с.
  6. Интернет-ресурсы.