Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Независимое расследование по теме: Простые вещества — неметаллы. Аллотропия. 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 449

Украинцева Ирина Аниковна, учитель химии

Это урок объяснения нового материала. К этому моменту учащиеся знают строение атомов химических элементов, виды химической связи. В ходе урока строится ориентировочная деятельность, которая в дальнейшем может быть использована при изучении различных тем.

Цели урока:

Оборудование: коллекция неметаллов ( сера, колба с кислородом, фосфор, уголь активированный, бром в ампуле) , спиртовка , стакан с водой, держатель.

Урок проводится в форме ролевой игры “Независимое расследование”, учитель – организатор учебного процесса, а ученики – исследователи.

ХОД УРОКА

Начальный этап урока – сообщение его темы, настрой учащихся на урок.

Учитель: Сегодня вы проведете независимое расследование в удивительном мире неметаллов. Из 109 элементов 22 являются неметаллами. Земная кора, включая атмосферу и гидросферу, на 76,7% состоит из таких неметаллов, как кислород, кремний, водород, хлор, фосфор, углерод и азот. В морской воде – колыбели жизни на Земле – господствуют три неметалла: кислород, водород и хлор. Их общее содержание в морской воде составляет 99%. Сегодня мы изучим физические свойства неметаллов. Сравним их со свойствами металлов.

Класс делится на три группы. Каждая из групп выбирает капитана команды из более подготовленных учеников, которые в ситуации затруднений с ответом помогают команде справиться с заданием.
На столах учащихся карты независимого расследования, которые содержат несколько блоков: “Строение атома”, “Вид химической связи”, “Аллотропия” (см. Приложение 1).
Учащиеся записывают в картах тему урока и в течение урока по мере поступления сведений заполняют их. Оформление карт расследования способствует формированию культуры умственного труда.

Задание 1.

Составьте схемы строения электронной оболочки и схемы образования химической связи в следующих атомах и веществах:

Группы работают в течение 5 минут.
После окончания работы и обсуждения записей делают общий вывод об особенностях строения атомов неметаллов и видах химической связи в молекулах простых веществ – неметаллов.

Ученик: В атомах неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8. Радиус атомов неметаллов в пределах одного периода уменьшается, а в пределах одной подгруппы увеличивается с ростом порядкового номера элементов. В простых веществах-неметаллах – ковалентная неполярная химическая связь.

Учитель: Первые попытки классификации химических элементов были предприняты еще в 70-х годах XVIII века. Все известные элементы были разделены на металлы и неметаллы. Вспомним физические свойства металлов.

На доске оформлена таблица с незаполненным разделом “физические свойства неметаллов”.

Химические элементы

Физические свойства

Металлы

Неметаллы

  1. Твердые вещества ( Исключение – ртуть).
  2. Металлический блеск.
  3. Хорошие проводники тока и тепла.
  4. Ковкие, пластичные.

1. Агрегатное состояние (газы, твердые вещества, жидкие – бром).
2. Металлическим блеском не обладают ( исключение – йод).
3. Изоляторы.
4. Хрупкие.

Задание 2.

Прочитайте тексты и соответствующие разделы учебника и подготовьте устный ответ о физических свойствах:

Тексты представлены в Приложении 2.

После ответов учащихся и заполнения таблицы формулируем вывод.

Ученик: Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, необладающие физическими свойствами металлов.

Учитель: У элементов – неметаллов наблюдается явление, когда одному химическому элементу соответствуют несколько простых веществ, отличающихся друг от друга по свойствам.

Демонстрационный эксперимент.

В большую пробирку, закрепленную в деревянной или металлической держалке, насыпают примерно на 1/3 ее объема кусочки черенковой или комковой серы. Пробирку осторожно нагревают над пламенем до тех пор, пока вся сера не превратится в желтую легкоподвижную жидкость. Затем усиливают нагревание. Расплав сначала становится густым, а потом снова делается жидким. Когда сера закипит, ее выливают в стакан с водой. В результате можно наблюдать тонкие, тягучие коричнево-желтые нити пластической серы. (1).

Учитель: Данное явление называется – аллотропией. Оно широко распространено среди химических элементов – неметаллов.

Задание 3.

Прочитайте тексты и соответствующие разделы учебника. Внесите в блок “Аллотропия” своей карты расследования сведения об аллотропных модификациях:

Подготовьте устный ответ.

В процессе изучения материала учащиеся заполняют карту расследования. На этапах сбора и обработки информации собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о физических свойствах, аллотропных модификациях неметаллов, принимают самостоятельные решения о важности и соответствия задач своего исследования. Готовятся рассказать о результатах своего расследования.
Учитель с помощью кадоскопа дублирует и проверяет ответы учащихся.
Урок заканчивается экспресс-опросом, который проводят в форме селекторного совещания. Учащиеся кладут перед собой заполненные карты расследования и готовят сигнальные карты: зеленая обозначает – “да”, красная – “нет”, желтая – “сомневаюсь”.

Верно ли, что:

В заключение урока подводятся итоги, выставляются оценки.

Приложение 1.

Строение атома

Вид химической связи, схема образования молекулы.

углерод

О2

сера

Н2

фосфор

Сl2

Аллотропия

Признаки сравнения

Аллотропные модификации

Состав молекул

Тип химической связи

Физические свойства.

Приложение 2.

Кислород.

Кислород – самый распространенный химический элемент в земной коре. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительное значение в жизни растений, животных и человека.
В 1772 г. шведский химик К.В. Шееле установил, что воздух состоит из кислорода и азота. В 1774 г. Д. Пристли получил кислород разложением оксида ртути (2). Кислород – бесцветный газ без вкуса и запаха, относительно мало растворим в воде, немного тяжелее воздуха: 1 л кислорода при нормальных условиях весит 1,43 г, а 1 л воздуха – 1,29 г. ( Нормальные условия – сокращенно: н. у. – температура 0 оС и давление 760 мм рт. ст., или 1 атм) . При давлении 760 мм рт. ст. и температуре – 183 оС кислород сжижается, а при снижении температуры до – 218,8 оС затвердевает.
Химический элемент кислород О, кроме обычного кислорода О2 , существует в виде еще одного простого вещества – озона О3. Кислород О2 превращается в озон в приборе, называемом озонатором.
Это газ с резким характерным запахом (название “озон” в переводе с греческого – “пахнущий”). Запах озона вы, вероятно, не раз ощущали во время грозы. Озон состоит из трех атомов элемента кислорода. Чистый озон – газ синего цвета, в полтора раза тяжелее кислорода, лучше его растворяется в воде.
В воздушной атмосфере над Землей на высоте 25 км существует озоновый слой. Там озон образуется из кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. В свою очередь озоновый слой задерживает это опасное для всех живых существ излучение, что обеспечивает нормальную жизнь на Земле.
Озон используют для обеззараживания питьевой воды, так как озон окисляет вредные примеси в природной воде. В медицине озон используют как дезинфицирующее средство.

Бром.

В чистом виде бром – очень ядовитая, темно-красная, почти бурая, тяжелая (пл. 3,1) жидкость, которая даже при обычной температуре быстро испаряется на воздухе. Пары брома имеют оранжево-бурый цвет, обладают специфическим, удушающим едким запахом, сильно раздражающим слизистые оболочки. За запах бром получил свое название от греческого слова “бромос”, что значит - “зловоние”. При ничтожных следах паров брома в воздухе человек получает тяжелое отравление.
Бром был открыт в 1826 г. молодым преподавателем колледжа города Монпелье Баларом. Открытие Балара сделало его имя известным всему миру.
Основным источником бромистых соединений является вода соляных озер. Добывают бром также и из морской воды испарением ее в мелководных бассейнах и последующей обработкой полученного рассола хлором. (2)

Фосфор.

В 1669 г. гамбургский алхимик Х. Бранд при перегонке сухого остатка от выпаривания мочи впервые получил белый фосфор. Поначалу алхимик думал , что это искомый “философский камень”, ибо полученное вещество в темноте испускало голубоватый свет
В свободном состоянии фосфор образует несколько аллотропных видоизменений. Белый фосфор – это кристаллическое вещество, мягкий, легко режется ножом, бесцветный с желтоватым оттенком, обладает характерным чесночным запахом. В воде не растворяется, температура плавления 44 оС, в темноте светиться, является сильным ядом.
Красный фосфор – порошкообразное вещество, темно-красного цвета, без запаха, в воде не растворяется. При сильном нагревании превращается в пары белого фосфора. Не светится, не ядовит.

Углерод.

Углерод в природе находится как в свободном виде, так и в соединениях. В свободном виде углерод встречается в виде графита и алмаза. Графит встречается довольно часто, алмаз – крайне редко. Соединения углерода весьма распространены: все живые организмы, а также каменный уголь, торф, нефть и т. п. содержат углерод. Графит и алмаз добывают из недр земной коры, их можно получить и искусственным путем.
Алмаз – очень твердый, прозрачный, электрический ток не проводит.
Графит – мягкий, легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки. Непрозрачный, серого цвета с металлическим блеском, электрический ток проводит относительно хорошо.(3).

Список литературы:

  1. Б.Д. Стелин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М. “Дрофа”, 2002 г.
  2. П.Р. Таубе, Е.И. Руденко. От водорода до… М., “Высшая школа”, 1968 г.
  3. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия 8 класс. М. Просвещение, 1993 г.
  4. О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М. “Дрофа”, 2002 г.