Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Коррекционно-развивающая программа Наш край (Республика Бурятия) для детей с нарушениями в развитии

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 449

Стативо Татьяна Сергеевна, учитель биологии и географии

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (700,07 КБ)

Загрузить презентацию (387,12 КБ)

Загрузить презентацию (1,77 МБ)

Загрузить презентацию (1,46 МБ)

Загрузить презентацию (3,23 МБ)

Загрузить презентацию (1,74 МБ)

Загрузить презентацию (522,88 КБ)


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. В основном контингент учащихся школы составляют дети с клиническим диагнозом “олигофрения”. В большей степени учащиеся – это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильностью), имеющие диагноз F-70 и F-71. У некоторых из них в сочетании с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Данная программа имеет цель – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся через формирование у школьников системы элементарных, но четких и правильных знаний и умений географического характера, которые необходимы для дальнейшей успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;

- введение экологического компонента в содержание предмета.

Содержание программы соответствует следующим требованиям:

- научная достоверность учебного материала;

- системное и последовательное изложение материала;

- доступность и понятность учебного материала;

- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;

- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;

- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печатью.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями географии своего края особенно актуально в настоящее время, так как из-за своего здоровья, экономических и других причин большинство выпускников школы не покидает территории своей республики, живет и работает там, где они родились и выросли.

Необходимость введения программы обусловлена тем, что воспитанникам коррекционной школы трудно включиться в жизнь, в трудовую деятельность в современных условиях, поэтому программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня географических знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Учебно-тематический план

Наименование темы Количество часов

1.

История возникновения Бурятии 1

2.

Положение на карте. Границы. Поверхность. 1

3.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. 1

4.

Полезные ископаемые и почвы Бурятии. 1

5.

Реки, озера и источники Бурятии Охрана водоемов. 1

6.

Растительный мир Бурятии. Охрана растительного мира 1

7.

Животный мир Бурятии. Охрана животных. 1

8.

Население Бурятии. 1

9.

Промышленность Бурятии. 1

10.

Сельское хозяйство Бурятии. 1

11.

Транспорт нашего края. 1

12.

Архитектурно-исторические и культурные памятники 1

13.

Наш город – Улан-Удэ. 1

14.

Обобщающий урок “Моя малая Родина” 1
Итого: 14

Содержание программы

Тема 1. История возникновения Бурятии.

Наш край в древности. Природа. Поселения первобытных людей, их занятия. Расселение бурят в 17 веке. Вхождение Бурятии в состав Российского государства. Бурятия в конце 18 и первой половине 19 веков. Образование Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), переименование в Бурятскую АССР (1958 г.) и в Республику Бурятия (1992 г.).

Тема 2. Положение на карте. Границы. Поверхность.

Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Столица – город Улан-Удэ. Горный рельеф. Восточный Саян. Северо-Байкальское и Становое нагорье. Селенгинское среднегорье. Витимское плоскогорье.

Тема 3. Климат Бурятии.

Резко континентальный климат Бурятии. Времена года. Признаки наступления каждого времени года. Зима (продолжительная, холодная, малоснежная); весна (ветреная, холодная, засушливая); лето (непродолжительное, засушливая погода сменяется дождливой); осень (тихая, ясная, теплая, холода со второй половины октября). Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.

Тема 4. Полезные ископаемые и почвы Бурятии.

Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.

Виды почв: каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Тема 5. Реки и водоемы Бурятии.

Крупнейшие реки: Селенга (притоки – Чикой, Хилок, Уда и Итанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут.

Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская.

Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов.

Тема 6. Растительный мир Бурятии.

Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.

Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.

Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники: брусника, черника, голубика и др.

Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.

Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.

Тема 7. Животный мир Бурятии.

Животные степей. Грызуны: заяц-толай, тарбаган, тушканчик, суслик. Хищники: хорек, солонгой, горностай, ласка, лисица, волк. Птицы: дрофа, куропатка, жаворонки.

Животные леса. Пушные звери: соболь, белка, заяц, рысь, медведь и др. Копытные: лось, изюбрь, косуля, кабарга, кабан.

Птицы: глухарь, тетерев, рябчики, сойки, дятлы и др.

Высокогорный пояс: сибирский горный козел, горная индейка.

Тундра: дикий северный олень.

Животный мир Байкала.

Заповедники. Заказники. Красная книга.

Тема 8. Население Бурятии.

Национальный состав населения. Структура населения. Основные занятия жителей городов и сельской местности. Профессии, необходимые в республике. Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Тема 9. Промышленность Бурятии.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, лесная, целлюлозо-бумажная, легкая, пищевая, промышленность строительных материалов и др. Крупные промышленные предприятия республики. Профессии, необходимые для работы на этих предприятиях.

Тема 10. Сельское хозяйство Бурятии.

Растениеводство. Зерновые и кормовые культуры, Картофель, Овощи.

Животноводство. Крупный рогатый скот. Овцы и козы. Лошади. Свиньи. Птицеводство.

Меры для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и развития животноводства.

Тема 11. Транспорт Бурятии.

Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции. Железные дороги, которые связывают Улан-Удэ с другими городами России.

Тема 12. Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.

Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.

Тема 13. Наш город.

Улан-Удэ на карте Бурятии. История Улан-Удэ. Численность. Основные занятия населения. Известные даты и события города. Прославленные земляки. Улан-Удэ в будущем.

Тема 14. Обобщающий урок “Моя малая Родина”.

Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.

Литература для учащихся

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО “Республиканская типография”, 2006. – 96 с.

2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000. – 48 с.

3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.

4. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.

5. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ. для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1968. – 75 с.

6. Дроздов А.П. Байкал – море синее. – М.: Детгиз, 1982 – 190 с.

7. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

8. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1969. – 186 с.

9. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

10. Обручев В.А. Мои путешествия по Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1983. – 288 с.

11. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

12. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

13. Элиасова Л.Е. Байкальские предания. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1966. – 272 с.

Литература для учителя

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО “Республиканская типография, 2006. – 96 с.

2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.

3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.

4. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1968. – 75 с.

5. Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.: Мысль, 1988. – 285 с.

6. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

7. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.

8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии: Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., “Просвещение”, 2006. - 167 с.

9. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., “Просвещение”. 2000. - 112 с.

10. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.

11. Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение “Учебная литература”, 1997. – 145 с.

12. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.

13. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

14. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. – 159 с.

15. Пшеничникова Л.Д. Национально-региональный компонент стандарта базового географического образования в Республике Бурятия: метод.рек./сост. Назаров Г.Н. – Улан-Удэ.: Изд-во “Бэлиг”, 1997. – 27 с.

16. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1991.

17. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

18. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб. пособ. для 8-9 кл. сред. шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.buryatia.ru

2. http://baikalrav.narod.ru

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия

4. http://gov/buryatia/ru

Поскольку специальный учебник для коррекционных школ VIII вида по географии Бурятии отсутствует и дидактический материал по этой теме не издается, велико значение Рабочей тетради и цикла презентаций к урокам (Приложение), составленных автором как приложение к программе. Данный материал может быть полезен и востребован учителями географии школ VIII вида Республики Бурятия.

По вопросам приобретения Рабочей тетради по географии “Республика Бурятия” обращаться к автору.