Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Информационные технологии на уроках истории как средство повышения обучения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 168

Загородникова Оксана Михайловна, учитель истории

Сложилось так, что судьба привела меня сразу после ВУЗа работать в особенную школу, которая имеет богатую историю, а вместе с тем свою специфику. Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13 ранее была школой рабочей молодежи. Школа образована сразу после войны, в 1945 году. Имела много филиалов, но с 1993 года стала сменной, появились дневные профильные медицинские и общеобразовательные классы. Традиционны две другие формы обучения – экстернат и заочное отделение.

Особое внимание надо уделить характеристике контингента обучающихся: многие имеют большой возрастной разрыв – от 15 до 40 лет, до 60% обучающихся обновляются каждый год, большая часть из них поступает со сниженным уровнем мотивации к учению, с низкой познавательной активностью. На заочном отделении и в группах экстернат обучаются взрослые люди, совмещающие работу, учебу и семью. Главной проблемой здесь можно считать большой перерыв в обучении, плохая посещаемость по объективным причинам. Приток большого числа обучающихся со статусом “сирота” и свидетельствами об окончании школы VIII вида.

Актуальность и перспективность опыта возникла из необходимости педагогического поиска, который позволит решить задачу повышения обученности через рост интереса к предмету и общей мотивации к учебному процессу, создания атмосферы комфорта, ситуации успеха для каждого, гибкой системы обучения столь разнородной аудитории. Ведущая идея опыта была выбрана как стратегия педагогической деятельности: использование новых информационных технологий на уроках, во внеурочной деятельности по предмету. Творческая сторона описываемого опыта выражается в особом сочетании всевозможных направлений использования ИКТ с разными учебными и возрастными особенностями обучающихся.

На уроке решаю ряд задач: активизацию методов обучения через использование ИКТ, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности, адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого, разработка и включение в преподавание элементов технологий дистанционного обучения.

При изложении материала делаю большую ставку на визуализацию знаний. Активно использую демонстрационно-энциклопедические программы и продукты, а так же возможности программы Power Point для подготовки презентаций. Самостоятельная работа может предусматривать использование ссылок на Интернет-ресурсы в конце урока, которые даются учащимся для просмотра или дальнейшего использования в подготовке домашнего задания. Предусматривается использование готовых веб-страниц. На каждом компьютере находятся индивидуальные задания с необходимыми ссылками. Если нет возможности пользоваться интернетом на уроке в режиме "реального времени”, то можно предварительно копировать интернет-странички. Интерес у обучающихся вызывают интернет- экскурсии. Определяется цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, каково содержание наблюдений, которые должны провести учащиеся

Активно используются материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В работе над контролем и проверкой знаний наибольший успех достигнут благодаря использованию не только цифровых приложений к учебникам и тематических электронных тестов, а в первую очередь использование возможностей программы Hot Potatoes, позволяющей учителю создавать интерактивные проверочные задания разного вида.

Особое место занимает внедрение элементов дистанционного обучения. Среди основных преимуществ можно отметить следующие: возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения; возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в обычном режиме в силу определенных причин (удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.). Для заочного отделения и экстерната важным является возможность совместить обучение с работой и семьей. Некоторые обучающиеся не всегда могут посещать занятия, а дистанционные лекции и задания помогают восполнить пробелы в знаниях и успешно сдать зачеты. Это значительно повышает уровень обученности благодаря эффективности распределения учебных заданий во времени, высокому качеству предложенных на портале ресурсов, непрерывности учебного процесса и психологическому комфорту. Отталкиваясь именно от этих принципов в 202-2013 учебном году, активно вступила в работу творческой группы по созданию дистанционных материалов по предмету. В ходе разработки блока тем применялись различные возможности образовательного портала “Школа”. http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=867

Базовым является создание лекций. Лекции снабжались иллюстрациями, видеофрагментами, графиками, вопросами. Самым важным является ряд заданий, сопутствующих теме. Задания на работу с историческим документом формируют самые важные навыки на уроках истории - способность извлечь из документа информацию и проанализировать её. Очень большую помощь в закреплении и проверке знаний оказывают вопросы внутри лекций и контрольные тестовые вопросы к темам (множественный выбор и на вставку пропущенного слова). Находят своё применение и типичные задания по работе с иллюстрациями, диаграммами, составлением таблиц (ответ в виде нескольких файлов, ответ в виде текста). Привлекательной является возможность прикрепить видеофайлы или презентации по темам. В 2013-2014 учебном году продолжила работу в этом направлении. В группе по созданию дистанционного курса по подготовке к ЕГЭ на портале дистанционного обучения Омской области.

В силу особенностей учебного плана школы не предусматриваются занятия в кружках, факультативах и секциях. Здесь на помощь приходит Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИКТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность. С успехом был разработан и осуществлен в рамках школы проект о Петре Первом.

Таким образом, информационные технологии эффективно повышают мотивацию к обучению, психологически облегчают и углубляют процесс усвоения материала, при этом уровень обученности по предмету имеет положительную динамику. Показатели достигают 100% даже при наличии такого сложного контингента обучающихся. Сохраняется сложность и объем материала, соблюдаются основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, дифференцированность, научность.

Презентация