Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Открытый урок по теме Первая медицинская помощь при ранениях

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 513

Угарова Галина Николаевна, преподаватель ОБЖ

Цели:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока: комбинированный

Продолжительность: 70 мин.

Метод проведения урока: информационно-наглядный

Технические средства и наглядные пособия:

п/п

Этапы урока

Время

1

Организационный

Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку

3 мин

2

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

12 мин

3

Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала

Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений (сообщение темы, целей)

7 мин

4

Формирование новых знаний

Обеспечение процесса восприятия, осознание, осмысление, первичного обобщения, систематизация нового для студентов материала

25 мин

5

Закрепление новых знаний

Проверка понимания сущности новых понятий

8 мин

6

Формирование умений и навыков

Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях

10 мин

7

Подведение итогов урока

Анализ успешности достижения цели, оценивание работы студентов на уроке

3 мин

8

Информирование студентов о домашнем задании

Мотивирование домашнего задания, инструктаж по выполнению

2 мин

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Преподаватель принимает доклад у дежурного о готовности группы к уроку, отсутствующих:

- Добрый день! Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взяла слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (Приложение №6, слайд №1)

План работы:

Студенты слушают эпиграф и план урока, записывают в тетрадь.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Ребята, когда я на прошлом уроке просила Вас повторить тему «Первая медицинская помощь при кровотечениях», я говорила, что это очень важно не только на сегодняшнем занятии, но и в дальнейшей вашей жизни» Двум студентам я предлагаю подготовить свои вопросы индивидуально у доски.

Преподаватель вызывает двух студентов к доске, раздает задания.

Задание №1: Указать соответствие между видом кровотечения и его признаками.

(на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам)

Задание №2: Рассмотреть рисунок, указать, что он иллюстрирует, расшифровать значение обозначений 1-10.

(на рисунке изображен человек, точки пальцевого прижатия при артериальном кровотечении обозначены цифрами 1-10)

Преподаватель задает вопросы всей группе:

  1. дополните фразу: «Вытекание крови из поврежденных сосудов называется _____________» (кровотечением).
  2. назовите виды кровотечений относительно поверхности тела  пораженного? (наружное, внутреннее)
  3. назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)
  4. какой вид кровотечения наиболее опасен?
    А. Паренхиматозное
    Б. Артериальное +
    В. Венозное
    Г. Капиллярное
  5. Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2л.)
  6. Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие)
  7. Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (жгут)

- Теперь посмотрим, как ответили у доски.

Правильные ответы:

Задание №1: Артериальное кровотечение:

Венозное кровотечение:

Капиллярное кровотечение:

Смешанное кровотечение:

Паренхиматозное кровотечение:

Задание №2: Височная, сонная, подключичная, подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, подколенная артерия, артерия тыла стопы.

Затем преподаватель по желанию приглашает двух студентов продемонстрировать на практике метод наложения жгута при артериальном кровотечении предплечья, один – демонстрирует, другой – статист.

Итак, мы вспомнили все, что нам сегодня понадобится. Так же на прошлом уроке я рассказывала вам о самых необходимых правилах наложения повязок. Я просила вас, по возможности, закрепить повязки, которые я вам демонстрировала, дома, на своих близких.  К этому мы вернемся в процессе нашего занятия.

- А теперь ребята – мы готовы перейти к новой теме!

III. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

- Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать тему и цель нашего занятия. Для формулировки темы обратимся к видеосюжету.

Студентам предлагается видеоматериал на военную тематику с элементами ожесточенного боя (1,5 мин).

Преподаватель задает вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают с войной?»

Совместная работа преподавателя со студентами определяется темой занятия, студенты записывают тему в тетрадь.

Тема: «Первая медицинская помощь при ранениях» (Приложение №6 , слайд №2)

- Ответьте мне, пожалуйста на вопрос: «Только в военное время мы сталкиваемся с ранениями?». Но сначала обратимся к статистике:

ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:

Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.   Демонстрация слайда (Приложение №6 ,слайд №3).

-  Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?

Цели:

1. Формирование первичных навыков в определении типа ранения;

2. Умение оказать первую медицинскую помощь при ранениях.

- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос: «ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»

IV. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы:

Лекция преподавателя (Приложение №1).

В ходе лекции идет активное общение преподавателя со студентами

Работа со слайдами №4-9 (Приложение №6).

- У вас есть ко мне вопросы?

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем по вариантам (Приложение №2, Приложение №3).

Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) правильные ответы. Исправления не допускаются. Время выполнения теста 5 минут.

Вторая часть заданий практическая. Мы пока его не выполняем.

Каждый студент получает свое задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Приложение №6, слайд №10). Преподаватель просит поднять руки , кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Результаты записывает на доске.

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

- Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике. Перейдем к выполнению второй части нашей ситуационной задачи. Сначала первому варианту отводится роль «потерпевших», а второму варианту – роль «очевидцев» происшествия. После оказания первой медицинской помощи им нужно поменяться ролями.

За процессом будут наблюдать эксперты: по 2 человека на каждом варианте. Они будут проверять правильность оказания первой медицинской помощи и заполнять экспертные листы (Приложение №4). В экспертных листах указаны нормативы выполнения данных повязок по времени, а так же штрафные балы, за которые снижается оценка. В ходе выполнения задания эксперты выставляют оценки каждому «очевидцу» и «потерпевшему», после этого они выступают с комментариями по позициям, обозначенным в экспертном листе.

Студенты по группам выполняют практическую часть ситуационной задачи. Эксперты контролируют время выполнения норматива соответствующих повязок, они могут помогать, объяснять (Приложение №5).

Комментарии экспертов по вариантам, они отмечают лучшие работы.    

- А  сейчас представим  себе нестандартную, экстремальную ситуацию.

Я предлагаю желающим выйти к доске и выполнить поставленные мною задачи.

На парте находятся, предварительно приготовленные преподавателем, противогазы, индивидуальные перевязочные пакеты, медицинские жгуты, бинты. Студентам, работающим во второй группе, глаза закрывают шарфом.

Задание первой группе: В зоне заражения ядовитым химически опасным веществом находится Ваш коллега – спасатель. У него ранение правого предплечья, кровь ярко-алая, бьет пульсирующей струей. Ваши действия?

(в этой ситуации «спасатель» должен надеть противогаз себе и «пораженному», затем наложить жгут на предплечье раненому, обработать рану, наложить соответствующую повязку)

Задание второй группе: Боевая обстановка. Ночь. Нет хорошей видимости. Внезапно Ваш товарищ падает, обхватив голову руками. Какие действия Вы предпримите в данной ситуации?

(студентам, с завязанными шарфом глазами, нужно наложить на голову повязку в виде «чепец»)

Задание третьей группе: На поле боя остался солдат с проникающим огнестрельным ранением груди. Медсестре удалось до него добраться. Какие действия она должна предпринять?

(ребята должны правильно воспользоваться индивидуальным перевязочным пакетом)

В ходе выполнения задания можно включить музыку с песнями военных лет.

Студенты выполняют поставленные задачи, комментируют свои действия.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Ответьте, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились?

Студенты отвечают.

Да, мы знаем теперь виды ранений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.

Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. (Приложение №6 слайд №11)

- Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день. Повторная демонстрация слайда №1 (Приложение №6).

Итак, возвращаемся к нашему вопросу:

ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?

- Ребята, поднимите руки, какой же знак нужно поставить в конце этого предложения?

(Обучающиеся приходят к мнению, что вместо вопросительного знака в этой фразе должен стоять восклицательный знак).

Преподаватель объявляет оценки учащимся.

VIII. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

- В качестве домашнего задания я предлагаю Вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!