Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Курс историко-культурного краеведения в Сочинском колледже поликультурного образования

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 203

Рубецкая Ирина Евгеньевна, заместитель директора по научно-методической работе, преподаватель

Программа дисциплины «История и культура сочинского региона» реализуется в Сочинском колледже поликультурного образования – учреждении среднего профессионального образования, ведущего подготовку специалистов по педагогическим специальностям и специальностям сервиса.

Главной характерологической чертой данной дисциплины, отличающей его от аналогичных курсов для старших классов основной (общей) школы является ориентированность на реализацию ведущей задачи образовательной программы колледжа – подготовку специалиста, способного и готового к профессиональной деятельности в условиях многонационального и поликультурного сочинского региона.

Современная этнодемографическая и этнокультурная ситуация в регионе связана с наличием больших диаспор народов – создателей выдающихся культур: русских, украинцев, армян, грузин, греков, исторических автохтонов – адыгов-шапсугов. Указанные этнические группы являются численно доминирующими, всего же на территории Большого Сочи проживают представители более ста народов. Каждая из этих идентичностей обладает богатой культурной традицией, обострённым чувством национального достоинства, стремлением к сохранению своих обычаев и духовно-нравственных ценностей. В то же время нельзя не видеть, что в силу многих причин происходит деформация либо утрата этих ценностей, что порождает негативную тенденцию «поиска виновных». Зачастую это приводит к ложным выводам относительно причин и источников этнопсихологического дискомфорта.

Состав обучающихся в Сочинском колледже поликультурного образования в миниатюре отражает этническую и конфессиональную структуру населения города. Одной из задач преподаваемой дисциплины является формирование у студентов позитивных установок к представителям иных социокультурных групп через изучение региональной истории и с культурного наследия ведущих этносов. Помимо этого, авторы курса рассматривают его как один из важных системообразующих факторов в деятельности образовательного учреждения, призванного обеспечить регион специалистами, вооруженными значимыми социокультурными компетенциями.

Данный подход определил особое внимание не только к фактологической стороне преподаваемого материала, но и к таким аспектам современного исторического знания как необходимость полиперспективной оценки исторических фактов и явлений, вероятностность принятия решений историческими личностями, многомерность историко-культурного процесса. В связи с этим отбор изучаемого материала был подчинен идее предъявления его студентам не столько в качестве объекта запоминания, сколько источника к размышлению, выработки критического мышления, определения собственной точки зрения. Целью указанного подхода является преодоление оценок исторических явлений с позиций «свои – чужие», этнических стереотипов, критическая оценка деятельности исторических личностей и событий.

При разработке курса авторы опирались на рекомендации по преподаванию истории в школе, разработанные Советом Европы, содержащиеся в концептуальных документах ЮНЕСКО и Международной негосударственной ассоциации учителей истории ЕвроКлио. С учетом специфики сочинского региона среди них особое значение придавалось реализации принципов толерантности, поликультурности, ориентации на общечеловеческие гуманистические ценности. Этот подход приобретает особую значимость при изучении тем, связанных с вооруженными конфликтами, межкультурным взаимодействием, культурно-исторической преемственностью в истории народов (например, «Кавказская война», «Гражданская война на Кубани и Черноморье», «Формирование многонационального сообщества сочинского региона», «Миграционные процессы 90-х годов XX - начала XXI века») (Приложение 1).

В содержании преподаваемой дисциплины специальный акцент делается на культурологические, этнодемографические, географические факторы. Значимость последнего определяется следующим: история северо-западного побережья Черного моря, где расположен город Сочи, детерминирована его географическим расположением. Это положение в определенной степени уникально, поскольку здесь мы видим перекрёсток различных государственных и этнокультурных взаимодействий, место встречи различных цивилизационных форм – оседлой земледельческой и кочевнической (номадной). Данные темы введены в реализуемый курс, выходя за географические рамки собственно сочинского региона.

Реализация дисциплины предполагает овладение не только историческими знаниями, но и культурологическими, этнографическими, которые в совокупности направлены на формирование специалиста, способного к многомерному видению родного города, как в исторической ретроспективе, так и в проблемном поле сегодняшнего дня. Выпускники колледжа должны обладать способностью не только к репродукции полученных знаний, но и к рефлексии современного состояния полиэтничного и поликультурного сочинского сообщества.

В методическом плане курс строится таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов общекультурных и социальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях поликультурной реальности. К их числу, в частности, относятся навыки критического мышления, навыки самостоятельной работы с текстом, умение проводить сравнительный анализ исторических источников, формировать, излагать и защищать собственную точку зрения, составлять устные и письменные тексты различного целевого назначения (учебные, методические, публицистические, экскурсионные), выстраивать коммуникативные отношения с представителями разных возрастных и социальных групп.

Помимо аудиторных занятий, дисциплина «История и культура сочинского региона» предполагает проведение учебных экскурсий в учреждения культуры города – музей истории города-курорта Сочи, этнографический музей, дачу-музей В. Барсовой, литературно-мемориальный музей Н. Островского, Сочинский художественный музей. Программа предусматривает выезд к культурно-историческим памятникам региона с целью их изучения в местах естественного расположения (например, кудепстинский («черкесский») культовый камень, дольмены, руины раннехристианского храма в пос. Лоо), организацию мини-экспедиций в места компактного проживания этносов сочинского региона – понтийских греков (с. Лесное Адлерского района), амшенских армян (с. Нор-Луйс), адыгов-шапсугов (аулы Тхагапш, Большой Кичмай).

Материалы, собранные во время внеаудиторных занятий, ложатся в основу самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Вот тематика некоторых исследований, выполненных за последние два года: «Сочинский Зимний театр как символ советской истории», «Колонизация Черноморского побережья Кавказа во второй половине XIX - начале XX века», «Традиции и обряды современной греческой семьи», «Мифология причерноморских адыгов как исторический источник», «История появления моей семьи в Сочи», «Вклад моей семьи в развитие города», «Дагомысская чайная фабрика», «История санатория «Магадан» в контексте истории сочинского региона», «Мемориалы Сочи».

Задачами дисциплины определяются требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов. В категории «Знания» студентам необходимо воспроизводить историко-культурологические факты, концепции, понятия, определять основные идеи и проблемы историко-культурного материала, выявлять причинно-следственные связи исторических событий. В категории «Учебные умения и навыки» - умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и критически оценивать информацию, предъявлять собственную версию развития явления, процесса, сравнивать, сопоставлять, оценивать события с позиций их участников, обосновывать свое мнение по историческим и социальным проблемам региона, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность. В категории «Коммуникативные умения и навыки» требуется умение предъявлять свои знания путем устной, ролевой или иной формы презентации, навыки публичного выступления, умение эффективно работать в микрогруппе, вести публичную дискуссию (постановка фактов выше эмоций, культура дискуссии). Наконец, в категории «Установки» формируется готовность воспринимать новые идеи и новые виды деятельности, способность менять свое мнение в свете новых фактов, обосновывать собственное суждение на основе общечеловеческих ценностей, преодолевать этнические стереотипы и предрассудки.

К универсальным ценностям, формируемым дисциплиной «История и культура сочинского региона», следует отнести принципы поликультурности, толерантности, признания равенства общекультурной ценности наследия каждого народа, открытости и диалогичности в отношениях с носителями иных культурных традиций.