Цели мероприятия: повысить правовую грамотность у учащихся; формировать у учащихся понимание важности граждан в избирательном процессе
Задачи:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, плакаты с высказываниями известных философов о значимости выборов в истории государства, об избирательных правах простого народа («Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован» (Барух.) «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех» (Джон Кеннеди).
Актуальность темы игры доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать.
Время реализации – 40 - 45 минут
Участники игры: учащиеся 10-11 классов
Условия игры: В игре участвуют 3 игрока, называемых агонистами. Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам 2 конкурсов «Пролога»: «конкурса права» и «конкурса красноречия», «домашнее задание»):
2 этап | 3 этап | 4 этап |
1 этап | 2 этап | 3 этап |
1 этап | 2 этап | |
1 этап |
Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком. Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.
В игре также участвуют и зрители, называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается по ордену.
В конце объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный — медаль меняется на орден.
Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей. Ведет игру ведущий (учитель) и помощник (чтец).
Чтец: Имеем право мы иметь права,
но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
мы очень многое обязаны.
Ведущий: В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня тема нашей игры выборы в нашей стране, избирательное право и избирательная система, демократические выборы. Итак, мы начинаем.
1 конкурс права. (Ответить на 5 вопросов, т.е. дать краткий ответ) (слайд 2)
Конкурс красноречия (домашнее задание): Участникам предлагалось придумать обращение к избирателям.
Председатель «ареопага» — жюри объявляет, кому первому выбирать дорожку, кому – второму, оставшемуся игроку достается то, что не выбрали 2 первых.
Ведущий напоминает каждому «условия дорожек»
Ведущий: Дорожки разыграны. Интеллектуалы перед вами, они готовы продемонстрировать свои знания избирательных прав, механизма формирования политической власти, проведения выборов в РФ.
Каждому игроку предлагается три темы на выбор.
Задания для игрока на «зеленой дорожке».
«Выборы вчера и сегодня» (слайд 3)
Найти ошибку в утверждении (слайд 4)
“В законодательстве о выборах предусмотрен “процентный барьер”, (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент”. (7% барьер)
«Закон и выборы»
Кто представляет исполнительную власть? (Правительство)
«Верно-неверно» (слайд 5)
Верно ли утверждение?
Избирать Президента Российской Федерации, участвовать в различных избирательных действиях может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. (Да)
Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 6)
«Закон и выборы»
«В какое время открыты избирательные участки?» (С 8.00–20.00)
«Органы государственной власти» (слайд 7)
Составить логическую цепь элементов структуры избирательных комиссий:
Ы. избирательные комиссии субъектов РФ
О. территориальные (район, город) избирательные комиссии
Р. участковые избирательные комиссии
В. центральная избирательная комиссия РФ
Б. окружные избирательные комиссии
(ВЫБОР)
«Политики» (слайд 8)
На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?
Задания для игрока на «красной дорожке» (слайд 9)
«Выборы вчера и сегодня» (слайд 10)
Найти ошибку в утверждении.
“Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе”. (Все по пропорциональной системе)
«Закон и выборы»
Какие органы представляют законодательную власть? (Федеральное Собрание: Совет Федерации, Государственная Дума)
«Политики» (слайд 11)
На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?
Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 12)
«Закон и выборы»
Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора)
«Верно-неверно» (слайд 13)
Верно ли утверждение?
При голосовании на выборах Президента Российской Федерации не предусмотрена возможность использования открепительного удостоверения. (Нет)
«Политики» (слайд 14)
На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?
Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 15)
«Выборы вчера и сегодня» (слайд 16)
Найти ошибку в утверждении.
”В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры”. (Губернаторов назначает Президент)
«Закон и выборы»
Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Никак, бюллетень считается испорченным)
«Верно-неверно» (слайд 17)
Верно ли утверждение?
Предвыборная агитация в день голосования и в предшествующий ему день не запрещается. (Нет)
Задания для игрока на «красной дорожке» (слайд 18)
«Закон и выборы»
Может ли проголосовать вместо одного человека другой? (Нет, т.к. необходимо предъявить паспорт)
«Искусство и политика»
Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. Какую с каким? (“Одному бублик, другому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика”.)
«Философия и политика» (слайд 19)
Продолжи высказывание философа Гельвеция «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности …» (для твоих удовольствий, для твоего благополучия).
Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 20)
«Политики» (слайд 21)
На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?
«Верно-неверно» (слайд 22)
Верно ли утверждение?
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. (Да)
«Органы государственной власти» (слайд 23)
Что не относится к ведению Государственной Думы?
(а, д, е)
Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 24)
«Закон и выборы»
Кто может быть членом избирательной комиссии? (Любой гражданин РФ)
«Верно-неверно» (слайд 25)
Верно ли утверждение?
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. (Да)
«Органы государственной власти» (слайд 26)
Составить логическую цепь этапов избирательного процесса:
К. назначение сроков выборов
Ы.подведение итогов
Т. голосование
Д. выдвижение кандидатов в президенты
А. составление списков избирателей
Н. образование избирательных участков
И. сбор подписей в подписных листах
Д. регистрация кандидатов
А. предвыборная агитация
(КАНДИДАТЫ)
Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 27)
«Закон и выборы»
Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)
«Верно-неверно» (слайд 28)
Верно ли утверждение?
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не обязан собирать в свою поддержку подписи избирателей. (Нет)
«Органы государственной власти» (слайд 29)
Что не относится к ведению Совета Федерации?
Ведущий: Основоположник теории народного суверенитета и учения о народовластии Ж.Ж.Руссо считал, что народ как носитель и выразитель общей воли «может быть представляем только самим собою». Народ сам представляет верховную власть в обществе и государстве и имеет право не только изменить форму правления, но и вернуть себе естественное состояние и свободу.
Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Народ использует эту власть исключительно в собственных интересах и не делит ее ни с кем. Никто кроме народа или без его согласия не может претендовать на власть. Согласно ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»
А сейчас у меня осталось несколько вопросов для «теоретиков» и я объявляю «Эпилог».
Чтец: Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий)
Ведущий: (слайд 30) А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да» - быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов». Спасибо всем за игру.