Направление представленной работы: естественно-научное.
Характеристика класса: урок проводился в 8 «А» классе, 2008–2009 учебном году. В классе обучалось 23 учащихся (7 юношей, 16 девушек). Класс социально адаптированный, психологически уравновешенный, среднего уровня обученности, обучаемы – все.
Программа: в работе использована программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О.С. Габриелян, учебник – О.С. Габриелян, «Химия 8 класс», Москва, «Дрофа», 2009 год, раздел – «Соединения химических элементов», количество часов – 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
Методики, применяемые на уроке: работа в группах, практическая работа, урок-игра, викторина.
Форма урока: комбинированный.
Этап обучения по данной теме: основной.
Вид деятельности: поисковый и репродуктивный.
Этапы урока: организационный момент, вступление, распределение по группам, путешествие по станциям: «Информационная», «Историческая», «Стой! Красный свет!», «Индикаторная», «Экспериментальная», аукцион призов, рефлексия, подведение итогов
Активные формы обучения: практическая работа, конференция, викторина.
Использование современных технологий: на уроке применялись информационно коммуникативные технологии.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения, состава кислот и их многообразием.
Задачи:
Игровые цели: набрать как можно больше жетонов.
Оборудование: на демонстрационном столе учителя – HCl, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, градусник (спиртовый), лучинка, универсальная индикаторная бумага, распылитель с раствором лакмуса, бумажные цветы, обработанные раствором соляной кислоты, презентация к уроку по теме «Кислоты» (Приложение 5).
На столах учащихся: растворы HCl, H2SO4, растворы метилоранжа, фенолфталеина, лакмуса, химические стаканчики с водой (50 мл), стеклянная палочка с резиновым наконечником, пробирки, универсальный индикатор, чашки Петри с кусочками лимона, грейпфрута, драже аскорбиновой кислоты в ступке с пестиком.
Оформление кабинета: лист бумаги с выжженным концентрированной серной кислотой словом «кислота», карточки с формулами кислот, названия станций: «Информационная», «Историческая», «Стой! Красный свет!», «Экспериментальная», «Индикаторная».
На столах у жюри: бланки оценивания для жюри.
На доске: маршрут путешествия, модель паровоза, семафора.
Подготовка к заседанию: необходимо подготовить несколько учащихся – «дежурных по станции». Они готовят сообщения об истории открытия важнейших кислот, о правилах техники безопасности при работе с кислотами, об истории открытия индикаторов, важнейших кислот. Готовятся таблички с названиями и формулами кислот, вопросы для аукциона призов. Для экономии времени на уроке, названия и девизы команд раздаются заранее.
на мотив песни «Все выше, и выше, и выше» в исполнении солистов хор-класса «Стиль» МБОУ «СОШ № 57»:
Нам суждено пролить все то, что льется,
просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется.
Мы рождены, чтоб химию любить!
Припев:
Все выше, и выше, и выше к вершинам науки идем.
И кто этим бромом подышит,
тот рыжим становится сам.
Нам не чета филологи-пижоны.
Историков за пояс мы заткнем,
и по халатам, рваным и прожженным,
мы химиков повсюду узнаем.
Любой человек любит путешествовать, я приглашаю вас совершить путешествие в мир веществ. Чтобы отправиться в путь надо познакомиться с командами.
Итак, все команды в сборе, можно начинать урок- путешествие. Чтобы узнать тему урока, разгадайте кроссворд. (Приложение 1).
Итак, тема урока- путешествия: «Кислоты». (Кадр 1). Вы – пассажиры поезда, мои помощники – проводники, расскажут вам о кислотах.
(Кадр 2). «Дежурный по станции» знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями, с формулами и названиями кислот.
Сообщение дежурного по станции «Информационная»
Викторина
У доски – вывешивают формулы названных кислот.
Молодцы, замечательно потрудились! Получили нужную информацию, можно отправляться дальше. А впереди у нас по расписанию – станция «Дегустационная».
(Кадр 4). В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус, но сегодня сделаем исключение: перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, лимон, грейпфрут, их можно попробовать на вкус и данные своих наблюдений занести в таблицу.
Таблица «Определение вкуса лимона, грейпфрута, аскорбиновой кислоты в драже»
Название фрукта, витамина | № образца | ||
№1 | №2 | №3 | |
Вывод: Такие фрукты как …, …, а также … обладают …. вкусом
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.
Итак, вы познакомились с лимонной и аскорбиновой кислотами. А в конце XVIII века химики знали более десятка кислот. Наша следующая остановка на станции «Историческая».
(Кадр 5) «Дежурный по станции» рассказывает историю открытия важнейших кислот, индикаторов. (Приложение 2).
Помощники проводят игру «Кто больше?» – назвать химические термины на первые буквы в слове «кислота»: к, и, с, л, о, т, а. (Раздача жетонов).
Молодцы! Я вижу вам нравиться учиться, играя. Продолжим наше путешествие.
Но, что это? Проводник показывает красный свет – проезда нет!
(Кадр 6). Начальник поезда показывает красный сигнал семафора, предупреждая о том, что проводить опыты с кислотами нужно аккуратно, знать правила техники безопасности.
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами».
Инструкция «Правила техники безопасности при работе с кислотами»
(Инструкция выдается на каждый стол)
При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
Учитель проводит демонстрационные опыты:
а) опыт растворения в воде конц. H2SO4;
б) опыт: «эскимо» – сахар + конц. H2SO4;
в) опыт «дым без огня»;
г) опыт «синий цветок становится красным».
Викторина
Итак, познакомились с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Можем двигаться дальше. Прибыли на конечную станцию – «Индикаторная».
(Кадр 7). Начальник поезда показывает на семафоре зеленый свет и заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об индикаторах.
Сообщение дежурного по станции «Индикаторная»
Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в германии у П. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим.
После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химикам кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.
Затем учащиеся проводят опыт «Свойства кислот», самостоятельно заносят данные наблюдений в таблицу. (Приложение 3). (Результаты наблюдений сдают жюри, которые подводят итоги). (Приложение 4).
Наше путешествие подходит к концу. Спасибо за работу. В заключение проведем аукцион призов.
проводят «дежурные по станциям», задавая вопросы, а начальник поезда раздает призы – предметная тетрадь, таблица растворимиости, аскорбиновая кислота в драже, канцелярские принадлежности, силикатный клей, парафиновая свеча и т.д.
Викторина
Самооценивание команд по ключу: 5 баллов – все понятно, можем рассказать другим; 4 балла – все понятно, но другим рассказать не беремся; 3 балла – понятно, но не все; 2 балла – ничего не понятно. (Кадр 8).
Спасибо за внимание! (Кадр 9).