Тип урока: обобщающий
Цели урока:
Методы обучения: исследовательский, создание ситуации успеха, проблемный, рефлексивный.
Организационные формы: эксперимент, работа в парах
Средства обучения: ИКТ, химические лаборатории
Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных
данных может делать теоретические выводы.
М. В. Ломоносов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методические комментарии |
I. Организация класса. Готовность к уроку. | Приветствует учеников (Приложение 1) | Готовят рабочие места, приветствуют учителя | Мобилизирующее начало урока |
II. Мотивационно-целевой Актуализация знаний Определение темы урока Целеполагание | Зачитывает высказывание М.В. Ломоносова. (Слайд 2) Задает вопросы: Как вы понимаете его высказывание? Чем мы сегодня будем заниматься? (Слайд 3) Говорит тему урока Задает вопрос: Чем опыт отличается от эксперимента? Дает задание : соотнесите понятия (Слайд 4), на основе этого сформулируйте цель нашего урока Таким образом, на основе эксперимента мы должны сделать вывод о природе неизвестного вещества | В диалоге должны принять участие как можно больше детей. Отвечают на вопросы, приводят примеры. В тетрадях записывают тему урока | Создание положительной мотивации к уроку. Обеспечена возможность высказаться каждому ученику и выслушать каждого Опора на субъектный опыт ученика |
III. Организационно-деятельностный (познавательный) | Обращает внимание на (Слайд 5) Рассказывает историю о Юстусе Либихе, знаменитом ученом химике. На основе этой истории задает вопросы: Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? (Слайд 6) Предлагает перед основной работой пройти тест по технике безопасности. (Слайды 7-10) Осуществляет проверку Задание 1 (Слайд 11) Выданы три пронумерованных пробирки с растворами. С помощью индикаторов определите, в какой из них находится соляная кислота, гидроксид натрия и вода. На основе проведенного эксперимента сделайте вывод о природе выданных веществ Перед работой учитель предлагает тем, кто затрудняется воспользоваться подсказкой (Слайд 12) Проверка выполненного задания (Слайды 13-14) Предлагает оценить свою работу Задание 2 (Слайд 15) Как с помощью одного реактива определить растворы хлорида натрия, бромида калия, иодида калия? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. Сделайте вывод Дает возможность использовать подсказку (Слайд 16) Проверка задания (Слайд 17) Предлагает оценить свою работу Задание 3 (Слайд 18) Проведите реакцию, которая выражается сокращенным ионным уравнением Напишите ее в молекулярном виде. Какой вывод можно сделать? Предлагает подсказку Проверка задания Предлагает оценить свою работу Задание 4 (Слайд 19) | Смотрят на слайд, слушают историю, отвечают на вопросы, делают выводы Проходят тест по технике безопасности (Приложение 2) Работают в парах, используя микролабора Учащиеся могут воспользоваться подсказкой Проверяют, работают с картой самооценки и самоконтроля Читают задание, Проверяют задание, осуществляют самооценку Осуществляют проверку, самоконтроль и самооценку Выполняют задание, записывают уравнения, делают вывод Проверяют, осуществляют самоконтроль и самооценку Проверяют задание |
Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
Развитие коммуникативных качеств
Самооценка, самоконтроль |
IV. Рефлексивно-оценочный | Возвращение к цели урока (Слайд 21) Задает вопросы: Какая цель стояла перед вами? Что необходимо было сделать, чтобы достичь ее? Какие знания вам потребовались? Чему вы научились? Сделайте общий вывод исходя из цели нашей работы, запишите в тетрадь Самооценка (Слайд 22) Предлагает учащимся, используя карту самооценки и самоконтроля, подвести итог и оценить всю работу в течение урока. (Слайд 23) Читает высказывание Д. И Менделеева (Слайд 24) Индикаторы настроения Для определения веществ в начале урока мы использовали химические вещества – индикаторы. А теперь давайте посмотрим, как поменяют окраску индикаторы, которые покажут ваше настроение на уроке | Отвечают на вопросы, самостоятельно делают общий вывод, записывают его в тетрадь Осуществляют самооценку Слушают Делятся своими впечатлениями, используя химический цветок | Речевое развитие Осознание ценности совместной деятельности Реализация рефлексивного алгоритма «Я», «Мы», «Дело». |
V. Задание на дом (дифференцировано) | (Слайд 25) Комментирует домашнее задание Обязательно: повторить 15, 30 (подготовиться к следующей практической работе) Творческое: Подготовить презентацию по темам «Кислород – основа жизни» Углекислый газ и его свойства» | Самостоятельно выбирают задание | Создание условий выбора учащимися домашнего задания. Разумное многообразие заданий ориентирует ученика на самостоятельный поиск решений, на использование ранее приобретенных знаний и умений |