Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Решение экспериментальных задач по теме Неметаллы. 9-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 514

Вастьянова Ольга Владимировна, учитель химии и биологии

Тип урока: обобщающий

Цели урока:

Методы обучения: исследовательский, создание ситуации успеха, проблемный, рефлексивный.

Организационные формы: эксперимент, работа в парах

Средства обучения: ИКТ, химические лаборатории

Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных
данных может делать теоретические выводы.

М. В. Ломоносов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические комментарии

I. Организация класса. Готовность к уроку. Приветствует учеников (Приложение 1) Готовят рабочие места, приветствуют учителя Мобилизирующее начало урока
II. Мотивационно-целевой

Актуализация знаний

Определение темы урока

Целеполагание

Зачитывает высказывание М.В. Ломоносова.
(Слайд 2)
Задает вопросы:
Как вы понимаете его высказывание?
Чем мы сегодня будем заниматься?
(Слайд 3)
Говорит тему урока
Задает вопрос: Чем опыт отличается от эксперимента?
Дает задание : соотнесите понятия
(Слайд 4), на основе этого сформулируйте цель нашего урока
Таким образом, на основе эксперимента мы должны сделать вывод о природе неизвестного вещества
В диалоге должны принять участие как можно больше детей.
Отвечают на вопросы, приводят примеры.

В тетрадях записывают тему урока
Используя свой жизненный опыт, знания отвечают на вопрос
Высказывают свои предположения, формулируют цели, определяют для себя, какие знания им нужны и для чего?

Создание положительной мотивации к уроку.
Обеспечена возможность высказаться каждому ученику и выслушать каждого
Опора на субъектный опыт ученика
III. Организационно-деятельностный (познавательный) Обращает внимание на (Слайд 5)
Рассказывает историю о Юстусе Либихе, знаменитом ученом химике.
На основе этой истории задает вопросы:
Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Слайд 6)
Предлагает перед основной работой пройти тест по технике безопасности.
(Слайды 7-10)
Осуществляет проверку
Задание 1 (Слайд 11)
Выданы три пронумерованных пробирки с растворами. С помощью индикаторов определите, в какой из них находится соляная кислота, гидроксид натрия и вода. На основе проведенного эксперимента сделайте вывод о природе выданных веществ
Перед работой учитель предлагает тем, кто затрудняется воспользоваться подсказкой (Слайд 12)
Проверка выполненного задания (Слайды 13-14)
Предлагает оценить свою работу
Задание 2 (Слайд 15)
Как с помощью одного реактива определить растворы хлорида натрия, бромида калия, иодида калия?
Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах.
Сделайте вывод
Дает возможность использовать подсказку (Слайд 16)
Проверка задания (Слайд 17)
Предлагает оценить свою работу
Задание 3 (Слайд 18)
Проведите реакцию, которая выражается сокращенным ионным уравнением
Напишите ее в молекулярном виде. Какой вывод можно сделать? Предлагает подсказку
Проверка задания
Предлагает оценить свою работу

Задание 4 (Слайд 19)
Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения, сделайте вывод
Предлагает подсказку
Проверка задание.
Предлагает оценить свою работу
Задание 5 (Слайд 20)
Докажите опытным путем, что нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций
Проверка задания
Предлагает оценить свою работу

Смотрят на слайд, слушают историю, отвечают на вопросы, делают выводы

Проходят тест по технике безопасности (Приложение 2)
Проверяют тест
Те, кто совершил более 2-х ошибок
Повторяют правила ТБ

Работают в парах, используя микролабора
тории. На основе опытов заполняют таблицу, распознают вещества, делают выводы

Учащиеся могут воспользоваться подсказкой

Проверяют, работают с картой самооценки и самоконтроля
(Приложение 2)

Читают задание,
выполняют его, записывают уравнения, делают вывод.
Слабые учащиеся пользуются подсказкой

Проверяют задание, осуществляют самооценку
Выполняют задание, записывают уравнение, делают вывод

Осуществляют проверку, самоконтроль и самооценку

Выполняют задание, записывают уравнения, делают вывод

Проверяют, осуществляют самоконтроль и самооценку
Проводят опыты, записывают уравнения, делают выводы

Проверяют задание
Работают с картой самооценке и самоконтроля

Соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований

Развитие коммуникативных качеств
Эффективной формой организации учебного процесса является создание парной работы

Самооценка, самоконтроль

IV. Рефлексивно-оценочный Возвращение к цели урока (Слайд 21)
Задает вопросы:
Какая цель стояла перед вами? Что необходимо было сделать, чтобы достичь ее? Какие знания вам потребовались? Чему вы научились?
Сделайте общий вывод исходя из цели нашей работы, запишите в тетрадь
Самооценка (Слайд 22)
Предлагает учащимся, используя карту самооценки и самоконтроля, подвести итог и оценить всю работу в течение урока.
(Слайд 23) Читает высказывание Д. И Менделеева
(Слайд 24) Индикаторы настроения
Для определения веществ в начале урока мы использовали химические вещества – индикаторы. А теперь давайте посмотрим, как поменяют окраску индикаторы, которые покажут ваше настроение на уроке
Отвечают на вопросы, самостоятельно делают общий вывод, записывают его в тетрадь

Осуществляют самооценку

Слушают

Делятся своими впечатлениями, используя химический цветок

Речевое развитие
Осознание ценности совместной деятельности
Реализация рефлексивного алгоритма «Я», «Мы», «Дело».
V. Задание на дом (дифференцировано) (Слайд 25)
Комментирует домашнее задание
Обязательно: повторить 15, 30 (подготовиться к следующей практической работе)
Творческое: Подготовить презентацию по темам
«Кислород – основа жизни»
Углекислый газ и его свойства»
Самостоятельно выбирают задание Создание условий выбора учащимися домашнего задания. Разумное многообразие заданий ориентирует ученика на самостоятельный поиск решений, на использование ранее приобретенных знаний и умений