Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Организация военно-спортивной эстафеты как составляющей допризывной подготовки молодежи

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 251

Пономарев Сергей Анатольевич, учитель ОБЖ

С 2007 года в Российской Федерации срок срочной службы снижается до 1,5 лет, а уже с 2008 года он будет составлять только 12 месяцев. Сокращение срока срочной службы предполагает большую подготовленность молодого поколения как в теоретической подготовке, так в военно-прикладной и физической подготовке.

Решение данной задачи я, прежде всего, вижу в усилении роли среднего школьного образования. И особенно предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, включающего в себя один из основных своих разделов: “Начальная военная подготовка”. Недостаточно внимательное отношение к НВП в предшествующие 10-15 лет привело к резкому снижению качества призывного континента. Я могу это констатировать как офицер, десять лет, командовавший войсковой частью и лично занимавшийся набором молодого пополнения. Молодой человек приходит в армию плохо подготовленным физически, практически не подготовленным в военно-прикладном отношении и абсолютно не представляющим, с выполнением каких задач он столкнется с первых дней своей срочной службы.

Во многом именно заполнению этих пробелов в военно-прикладной и физической подготовки и призвана прелагаемая военно-спортивная эстафета. Основными задачами, которые ставит перед собой подготовка и проведение данной эстафеты является:

Проведение данной военно-спортивной эстафеты предполагает наличие в школе минимального набора военного оборудования: полосы препятствий, муляжа автомата Калашникова, общевойскового защитного костюма, противогаза.

Случайность в выборе кандидата на прохождение любого из этапов помогает подготовить каждого допризывника по всему спектру военно-прикладных навыков и умений.

Ожидаемым результатом освоения и проведения военно-спортивной эстафеты становится формирование более подготовленного в военно-прикладном и физическом смысле допризывника, способного применить полученные знания и умения в практической деятельности и армейской жизни.

Организационный момент начинается с определения двух команд. Возможно усложнение: этап, в котором участвует каждый член команды, определяется жребием. Соревнование проводится в виде эстафеты, передача эстафеты – хлопок по плечу следующего участника. Определяется судейское жюри. Назначаются старшие на этапах.

1 этап: теоретический. Проводится за письменным столом. Вопрос оглашается после команды “Старт”.

Вопрос: “Поражающие факторы ядерного взрыва”. Оценивается по пятибалльной системе: один фактор – один балл.

За оценку ниже “5” баллов начисляются штрафные очки. “4” балла – 1 штрафное очко, “3” балла – 2 штрафных очка, “2” балла – 3 штрафных очка.

2 этап: бег на 400 м. Трасса прокладывается вокруг школы.

Развивает у призывника скоростную выносливость, которая в специальной литературе рассматривается как физическое качество, способствующее преодолению утомления при работе максимальной интенсивности.

Гладкий бег на 400 м призывник должен рассматривать как подготовительное упражнение к преодолению полосы препятствий, с одной стороны, и как средство воспитания – с другой.

Оценивается по 4-х балльной системе: “Отлично” - 1 м 8 сек; “хорошо” - 1 мин 12 сек – 1 штрафное очко, “удовлетворительно” - 1 мин 16 сек – 2 штрафных очка; “неудовлетворительно” - более 1 мин 16 сек. – 3 штрафных очка.

3 этап: метание гранаты на меткость.

Сложнокоординированное двигательное умение. Подготовка к его выполнению должна рассматриваться в двух аспектах. Первый – метание на дальность, второй – в цель. Для решения задач первого аспекта необходимо обладать достаточно высокими скоростно-силовыми качествами, а для решения второго аспекта – ещё и хорошим глазомером. Следовательно, основными необходимыми компонентами здесь являются: сила мышц рук, высокая координация движений и определенная гибкость в отдельных системах человека. Амплитуда движений рук, глазомер. В финальное усилие броска я рекомендую добавить резкий выдох, как в восточных единоборствах во время броска или удара. На занятиях для улучшения координации и движений рекомендуется проводить медитацию. Учитывая, что применение данного умения в боевых условиях всегда сопряжено с ограниченной амплитудой движений (окоп, блиндаж, и т.д.), вести подготовку следует с учётом этих особенностей.

Метания относятся к военно-прикладным умения и навыкам, которые составляют предмет подготовки школьников к службе в армии. В боевой обстановке выживает и побеждает тот воин, который превзошёл противника по физическим и тактико-техническим качествам.

При метании необходимо соблюдать общие для всех видов метаний правила: создание оптимальной скорости движения в разбеге, возможно большее приложение усилий к снаряду и скорости его прохождения в финальном усилии, выпуск снаряда по наиболее выгодной траектории при совмещении тяговых усилий. Легкие снаряды, такие, как малый мяч, граната, метают с прямолинейного разбега броска из-за головы через плечо. Для школьников метание легких снарядов представляет особую ценность с точки зрения развития координации движений и укрепления мышц и связок всего тела. Метание малого мяча является основным видом метания, входящим в программу по физической культуре в школе. Рассматривая технику метания легких снарядов, можно условно разделить её на следующие фазы: держание снаряда, метание с места, разбега и подготовка к броску, бросок или финальное усилие и удерживание равновесия после броска. Как держать мяч? Указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку. Гранату удерживают так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, остальные пальцы плотно охватывают ручку гранаты. При этом большой палец может располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек. В финальное усилие броска следует добавить резкий выдох для усиления силы броска (как в восточных единоборствах во время удара или броска).

Расстояние до мишени 30 метров. Дается 3 попытки. За каждый промах 1 штрафное очко. При попадании в цель броски прекращаются.

4 этап: Одевание противогаза. Хлопок по плечу означает команду “Газы”. Противогаз в походном положение. Порядок надевания противогаза:

  1. Задержать дыхание
  2. Закрыть глаза
  3. Снять головной убор
  4. Вынуть шлем-маску из сумки
  5. Надеть ее
  6. Устранить перекосы и складки
  7. Сделать полный вдох
  8. Открыть глаза и возобновить дыхание

Норматив “Отлично” - 7 сек.; “хорошо” - 8 сек – 1 штрафное очко; “удовлетворительно” - 10 сек – 2 штрафных очка.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Ошибки, за которые присуждаются 3 штрафных очка:

5 этап: Преодоление полосы препятствия.

Полоса препятствий представляет собой сложнейший комплекс искусственных препятствий и барьеров, преодоление которых позволяет будущим воинам вырабатывать разнообразные двигательные умения и навыки, воспитывать практически все физические качества, так необходимые в воинской службе и, тем более, в бою.

Классифицируя это упражнение по физиологическому признаку, следует отметить, что оно может быть отнесено к 4 зоне работоспособности, которая характеризуется максимальной интенсивностью движений, высокой частотой сердечных сокращений, предельными значениями молочной кислоты, накапливающейся в мышцах. Отсюда вытекают и требования к подбору подготовительных средств.

Полоса препятствия состоит из бревна, вертикальной лестницы, забора. После преодоления бревна, участник забирается по лестнице наверх, затем спускается в колодец. Касается земли и выбирается из колодца. Забор преодолевает с разбега сверху. Далее оббежать столб и вернуться на исходный рубеж.

6 этап: Одевание ОЗК.

Данное упражнение рассматривается как важнейший элемент, наряду с одеванием противогаза, в защите от ОМП. Хлопок по плечу означает: “Защитный комплект надеть. Газы”

Порядок надевания ОЗК: - снять сумку с противогазом;

Норматив: “отлично” - 4 мин. 40 сек.; “хорошо”-5 мин.- одно штрафное очко; “удовлетворительно”-6мин.- два штрафных очка.

Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

Ошибки, за которые присуждается три штрафных очка:

7 этап: Сборка-разборка АКМ-74.

Автомат Калашникова является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы противника и его огневых средств.

Умение владеть индивидуальным оружием является основной задачей военно-прикладного спорта. Неотъемленной частью владения оружием является знание материальной части и умение обращаться с ней.

Состав АКМ-74:

  1. Крышка ствольной коробки.
  2. Возвратный механизм.
  3. Затворная рама с газовым поршнем.
  4. Затвор.
  5. Газовая трубка со ствольной накладкой.
  6. Ствол со ствольной коробкой и прицельным приспособлением.
  7. Цевьё.
  8. Пистолетная рукоятка.
  9. Приклад.
  10. Магазин.
  11. Шомпол.
  12. Компенсатор(пламегаситель).
  13. Пенал с принадлежностями.
  14. Штык-нож.

Порядок разборки:

  1. Отделить магазин, проверить, нет ли патронов в патронник, передернуть затвор.
  2. Вынуть пенал с принадлежностями.
  3. Отделить шомпол.
  4. Отделить крышку ствольной коробки.
  5. Отделить возвратный механизм.
  6. Отделить затворную раму с затвором.
  7. Отделить затвор от затворной рамы.
  8. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Порядок сборки в обратном порядке.

Норматив: “отлично” -34 секунды; “хорошо” - 39 секунды и одно штрафное очко; “удовлетворительно” - 47 секунд и два штрафных очка.

8 этап: Стрельба из пневматической винтовки.

В стрелковой подготовке выделяются компоненты, последовательное и правильное выполнение которых приводит к точному попаданию в цель. В данном случае такими компонентами будут изготовка, прицеливание и производство выстрела. В боевых условиях положения для изготовки могут быть самыми различными, поэтому и вести целенаправленную подготовку по овладению данным умением надо в широком диапазоне ситуаций, положений и условий. Школьники же получают лишь общие представление о стрелковой подготовке в целом и специализируются в стандартных условиях, оговоренных правилами соревнований. Подобная узкая специализация в стрелковом спорте, несомненно, необходима, она закладывает прочные основы умений и навыков, которые затем легко переносятся на другие виды стрельбы, выполняемой в боевых армейских условиях.

Расстояние – 10 метров. Мишень круглая 10 см. Три выстрела.

Норматив: 25-30 очков – “отлично”; 15-25 очков и одно штрафное очко – “хорошо”; 5-15 и два штрафных очка – “удовлетворительно”; менее 5 очков и три штрафных очка – “неуд.”

9 этап: Теоретический.

Проводится аналогично и там же. Где и первый этап. Вопрос оглашается после передачи эстафеты: “Три составляющих ракетно-ядерных сил РФ”.

  1. МБР наземного базирования: стационарные, мобильные.
  2. ПЛАРБ: МБР на атомных подводных лодках.
  3. Крылатые ракеты наземного базирования.

За каждый неназванный пункт прибавляется одно штрафное очко.

10 этап: Заключительный этап определяет победителя эстафеты.

Наиболее наглядным окончанием соревнования является пересечение финишной черты, т.е. последний этап – бег. Дистанция для каждой команды определяется количеством штрафных очков, набранных командой в ходе эстафеты. Штрафное очко приравнивается к штрафному кругу. Длина которого составляет 30 метров. Финиш последнего штрафного круга есть финиш эстафеты.