Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. В Уставе Всемирной организации здравоохранения [6] записано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Чем выше приоритет здоровья в обществе, духовная культура человека, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого его члена. Для повышения духовного образовательного уровня и пропаганде ЗОЖ необходимо создать мощную здоровье-сберегающую и профилактическую среду.
Данная проблема вызывает интерес как на государственном уровне: Концепция модернизации Российского образования до 2010 года [2] Закон РФ “Об образовании” [1], “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”, [3] постановление Правительства Свердловской области. “О противодействии распространения пьянства, алкоголизма и наркомании на территории Свердловской области”[5] так и общественном уровне.
Образовательная программа ИРРО “Урал. Человек. Истоки” “Духовная культура Урала” помогает определить новую стратегию сохранения здоровья, духовное возрождение личности, основанное на социальной ценности здоровья и идее ответственности каждого человека за него как перед обществом, так и перед самим собой, а также “…в системном подходе и выявлении структурных связей. Это касается системы отношений человека с окружающими его людьми и воспитательной средой. Воспитательное пространство носит не только социальный, но культурных характер, несет в себе систему ценностей, посредством, которой это пространство становиться социокультурным”. [Погорелов С.Т. 4]
В апреле 2009 г. в г. Первоуральск совместно с епархией прошла учредительная конференция Движения “Попечительства о народной трезвости”, на которой рассматривался вопрос, о том, что именно образовательные учреждения является одной из важнейшей систем здоровье-сбережения и сохранения нравственности и духовной культуры.
Исходя из этого в целях обеспечения единого подхода к формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся – физического и нравственного в школе разработаны комплексные программы “Профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, токсикомании и Вич-инфекции” и “Здоровье”. В рамках программы профилактики в апреле 2008 г. проведен мониторинг “Вредные привычки”, который предполагал научно обоснованное, диагностико- прогностическое, плановое отслеживание деятельности по профилактике вредных привычек в МОУ СОШ № 7.
Цель проведения мониторинга стало получение объективной информации о проблемах употребления спиртных напитков и табакокурения в параллели 6–7-х классов.
По результатам исследований, которые в 6–7-х классах 62% учащихся пробовали курить, 58% учащихся имели опыт употребления спиртных напитков. В сравнении с 2006 годом этот процент увеличился почти в 1,5 раза.
Анализ мониторинга дал возможность пересмотреть профилактическую работу в школе, и сделать акцент в организации профилактики вредных привычек на формирования у детей представлений об общечеловеческих ценностях и здоровый образ жизни, на развитие духовной и нравственной культуры учащихся.
Проведение мониторинга стало первым этапом работы по профилактике вредных привычек. На втором этапе были разработаны формы, методы и технологии основанные на межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики вредных привычек несовершеннолетними с социальными структурами различного уровня и формированию у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от антисоциальной деятельности. На этом этапе в организации профилактической и воспитательной деятельности были предложены следующие методические рекомендации: использовать в работе превентивное обучение и создание классных агитбригад, пропагандирующих здоровый образ жизни, ролевое моделирование в форме ролевых игр, телевизионных шоу, создание социальных рекламных роликов, организация выпуска наглядно-агитационных и методических материалов в помощь учащимся, родителям, педагогам, разработаны классные часы “Нравственность и здоровье”, встречи-беседы с специалистами молодежного центра “Социум”, детской психиатрической больницы № 8, с инспекторами ОДН.
Промежуточное подведение итогов работы по профилактике вредных привычек показало анкетирование в параллелях 7–8-х классов в апреле 2009 г:
Таким образом проведенная работа по разрешению поставленной нами проблемы позволяет говорить, что успешная реализация профилактической программы и расширение ее направленности стало возможным в условиях межведомственного подхода, взаимодействия сотрудничества образовательного учреждения со специалистами здравоохранения, управления образования, управления внутренних органов, в позитивной подаче информации и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, использовании социокультурных ценностями своей малой Родины, которые является условием гражданского становления, успешной социальной адаптации.
На следующем этапе работа в данном направление является:
Список литературы