Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок технологии по теме Отличительные особенности тканей. 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 588

Прокопенко Валентина Васильевна, учитель технологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,8 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Задачи урока:

Необходимое оборудование и материалы: проектор, компьютеры, образцы тканей (комплект у каждой группы).

Дидактическое обеспечение урока: форма для исследовательской работы (по группам), формы отчета практического исследования (№1, 2), карточки для проверки знаний, медиаприложение.

1. Организационный момент

В начале урока вы выбрали карточку определенного цвета. Прошу вас найти на столах указатель данного цвета и занять место в своей группе. У нас определились четыре группы (красный, синий, желтый, зеленый цвета). В своей группе нужно выбрать руководителя, ответственного за заполнение документации и выступающего.
Руководители доложите о готовности групп к работе.

2. Опрос по изученному материалу

Руководители групп приготовьте карточку группы для контроля знаний. Каждая группа может набрать определенное количество баллов за правильные ответы и дополнения к ответам. (1 балл; 0,5 баллов)
– Что означает фраза «Каково волокно – таково и полотно!»?
– Какие текстильные натуральные волокна вам известны?
Слайд 2 – Найдите ошибку в классификации натуральных волокон (Слайд 3– проверка)
Слайд 4 – Найдите ошибку в схеме получения шерсти.
Слайд 5 – Составьте схему получения шелковой ткани
Слайд 6а – Определите нити переплетения в ткани. (Слайд 6б – проверка)
Слайд 7а – Что называют раппортом? (Слайд 7б – проверка)
– Какие ткацкие переплетения вам известны?
Слайд 8 а – Назовите виды простых переплетений (Слайд 8 б – проверка)
Слайд 9а – Назовите отличительные особенности полотняного переплетения (Слайд 9б – проверка)
Слайд 10а – Назовите отличительные особенности саржевого переплетения (Слайд 10б – проверка)
Слайд 11а – Назовите отличительные особенности сатинового переплетения (Слайд 11б – проверка)
Слайд 12а – Назовите отличительные особенности атласного переплетения (Слайд 12б – проверка)
Слайд 13а – Что оказывает влияние на качество ткани? (Слайд 13б – проверка)
Слайд 14а – Назовите основные признаки определения лицевой стороны ткани? (Слайд 14б – проверка)
Слайд 15а – По каким признакам определяют направление долевой нити в ткани? (Слайд 15б – проверка)
Слайд 16а – Назовите основные срезы и нити в ткани? (Слайд 16б – проверка)
Руководители групп отметьте количество правильных ответов, количество ошибок!

3. Актуализация опорных знаний

Текстильные ткани были и остаются основным предметом потребления человека. Потребление текстильных волокон и тканей во всем мире постоянно возрастает примерно на 2% ежегодно. Сейчас на одного жителя нашей планеты приходится более 7 кг текстильных материалов. Основное требование при изготовлении одежды – выпуск качественной продукции. Качество швейного изделия зависит от ткани, из которой изготавливается, от выбора способа технологии обработки данной ткани. От ткани зависит не только то впечатление, которое вы будете производить в одежде, сшитой своими руками, но и долговечность вещи, кроме того, от ткани зависит ощущение вашего комфорта. В 6 классе вы будете изготавливать юбку. В магазинах множество разнообразных тканей.
Слайд 17 – Из какой ткани можно сшить выбранную модель юбки? Может ли неправильно выбранная ткань снизить качество изделия?

4. Постановка учебной задачи

– Что отличает ткани? Они все разные! Их отличает: блеск, эластичность, жесткость, мягкость, воздушность.
Слайд 18 – Может ли ткань подсказать, как правильно с ней работать?
– Может ли ткань быть вредной для здоровья?
– Что мы должны с вами узнать, чтобы ответить на эти вопросы.
– Каких знаний у нас для этого не хватает?

5. Открытие новых знаний

– Ткани – это целая наука! Свойства тканей непосредственным образом определяются свойствами волокон, из которых они выработаны. Вместе с тем ткани имеют свойства, которые трудно распознать в волокне, но которые имеют большое значение при изготовлении изделий из них и оказывают влияние на качество готовой продукции.
Слайд 19. Все потребительные свойства тканей объединены в следующие группы: свойства тканей, влияющие на срок их службы; свойства тканей, влияющие на их гигиеничность; свойства тканей, влияющие на их внешний вид; свойства тканей, влияющие на удобство пошива.
– Швейное материаловедение классифицирует все свойства тканей на геометрические, физические, механические, оптические и технологические.
Слайд 20а – Геометрические свойства тканей – это ее размеры. Слайд 20б – Толщина ткани зависит от характера пряжи, ее плотности, от переплетения нитей и отделки. Толщина ткани оказывает значительное влияние на выбор модели, на подбор швейных ниток и игл, на раскрой тка­ни.
Слайд 21 – Ширина ткани позволяет определять расход ее на модель. На все виды тканей установлены ГОСТы, в соответствии с которы­ми ткани выпускаются наиболее рациональной ширины, чтобы при раскрое получилось минимальное количество отходов.
Слайд 22 – Длина ткани, как и ширина, имеет большое значение при рас­крое. Выпускают ткани различной длины – от 10 до 150 м.
Слайд 23 – Плотность ткани зависит от толщины, характера нитей, вида переплетений, отделки тканей. От плотности ткани зависит ее назначение и применение в одежде, настил ткани при раскрое, выбор швейных ниток и игл.
Слайд 24 – Большое значение для сохранения вида и формы одежды, увеличения срока ее носки имеет способность ткани противостоять различным механическим воздействиям, то есть механические свойства.
Слайд 25 – Стойкость к механическим воздействиям – это показатель, который характеризует прочность ткани при растяжении, продавливании. Прочность ткани зависит от прочности волокон и нитей, структуры ткани и характера отделки.
Слайд 26 –Удлинение – показатель, который характеризует способность ткани оказывать сопротивление растягивающим усилиям. Удлинение ткани находится почти в прямой зависимости от свойств волокон, структуры пряжи и характера отделки. Удлинение тка­ни определяют на разрывной машине. Определение деформации растяжения ткани производят на релаксометрах.
Слайд 27 – Сминаемость – способность ткани после деформации, сжатия и изгиба образовывать различные замины, складки, морщины. Сминаемость тканей зависит от свойства волокна, структуры ткани, характера отделки и является важным показателем при определении назначения одежды, фасона, модели, раскроя тка­ни. Сминаемость ткани определяют с помощью спецприборов или путем сжатия ткани рукой и визуальной оценки.
Слайд 28 – Драпируемость – это показатель мягкости ткани и ее способ­ности образовывать симметрично спадающие складки. Существует не­сколько способов определения драпируемости ткани: дисковый, аналитический.
Слайд 29 – Износ и износостойкость – показатели, которые характери­зуют изменения внешнего вида изделия и структуры поверхнос­ти ткани. Причиной износа являются механические, физико-механические и биологические факторы, которым подвергаются из­делия в процессе носки, чистки, стирки, а также под влиянием света, влаги, температуры воздуха.
Слайд 30а – К тканям различного назначения предъявляются разные требования в отношении их физических (гигиенических) свойств, существенно влияющих на комфортность изготовленной одежды.
Слайд 30б – Гигроскопичность – способность ткани изменять свою влаж­ность в зависимости от окружающей среды.
Слайд 31 – Водоупорность – свойство ткани оказывать сопротивление проникновению в нее воды. Достигается это специальной обра­боткой тканей (плащевые, брезент).
Слайд 32 – Воздухопроницаемость – свойство тканей пропускать воздух, способствовать воздухообмену между телом человека и окружаю­щей средой.
Слайд 233 – Паропроницаемость – свойство ткани пропускать водяные пары и обеспечивать нормальные условия для организма человека.
Слайд 34 – Пылеемкость и пылепроницаемость – способность ткани удер­живать пыль и другие загрязнения.
Слайд 35 –Теплозащитные свойства – способность тканей сохранять теп­ло, выделяемое телом человека. Теплозащитные свойства одеж­ды во многом зависят от толщины и плотности ткани.
Не секрет, что от некачественной ткани может быть много вреда. К примеру, ткани, при изготовлении которых используются химические красители, противопоказаны людям, которые страдают аллергическими реакциями, заболеваниями кожи – экземой или псориазом, астмой. Для того чтобы быть уверенным в том, что данная ткань вам подходит, нужно убедиться, что в её состав входят только натуральные вещества, она не издаёт резкого неприятного запаха и не создаёт дискомфорта при носке. Кроме того, при стирке одежда из качественной натуральной ткани не должна линять.
Слайд 36 –Оптическими свойствами материалов называют их способность количественно и качественно изменять световой поток. Это во многом определяет назначение тканей и некоторые их свойства.
Слайд 37 – Цвет: различают теплые и холодные цвета.
Слайд 38 – Блеск – это способность ткани отражать падающий свет. За­висит он от структуры волокна и нитей ткани, плотности, харак­тера отделки, от гладкости поверхности ткани. Для увеличения блеска (ситцев, сатина) ткань подвергают специальным обработ­кам – мерсеризации, аппретированию и каландрованию. Наибо­лее приятен вид ткани с мягким, нерезким блеском.
Слайд 39 – Расцветка – в зависимости от колорита и способа отделки ткани бывают: суровые, полубелые, белые, гладкокрашеные, пе­стрые, меланжевые, мулинированые, напечатанные. Основные рисунки тканей: полоска, горох, клетка, цветок, мелкофигурные и крупнофигурные купоны. Расцветка ткани имеет важное зна­чение при выборе модели, раскрое, пошиве.
Слайд 40 – Колорит – это соотношение всех цветов в расцветке ткани. Один и тот же рисунок может быть выполнен на разном фоне, в разных цветовых сочетаниях, что меняет общий колорит ткани.
Слайд 41 – К технологическим относятся свойства тканей, влияющие на их обработку на всех стадиях технологического процесса изготовления одежды. Технологические свойства тканей зависят от свойств волокон, ткачества, характера отделки ткани. Их необходимо учитывать при выборе фасона, так как они влияют на форму изделия, его обработку,
Слайд 42 – Сопротивление резанию зависит от волокнистого состава, плот­ности и отделки тканей.
Слайд 43 – Скольжение – может происходить при раскрое и стачивании. Скольжение зависит от поверхности ткани, переплетения нитей, от характера волокон.
Слайд 44 – Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых сре­зов с образованием бахромы. Осыпаемость ткани зависит от во­локна, переплетения нитей, плотности, отделки ткани. При работе с легко осыпаемыми тканями увеличивают припуски на швы, срезы тканей обметывают.
Слайд 45 – Прорубаемость – повреждение ткани иглой при выполнении строчки. Прорубы могут быть полными и частичными, они возни­кают из-за неправильного подбора игл, ниток.
Слайд 46 – Раздвигаемость тканей происходит в процессе носки одежды из малоплотных тканей. Нити чаще всего раздвигаются в швах плотно облегающей одежды.
Слайд 47 – Усадка – происходит под действием тепла и влаги, то есть при стирке, замачивании, влажно–тепловой обработке изделий в процессе утюжки. Усадка тканей приводит к уменьшению размера изделия, искажению его формы.
Слайд 48 – Способность к формированию в процессе влажно-тепловой обработки.
У тканей есть свои названия, так же как у людей имена и фамилии.
Слайд 49а – Ассортимент тканей из натуральных волокон: из хлопка, из льна, крапивы, шелка, шерсти.
Этот перечень названий тканей можно продолжать бесконечно. Однако нужно заметить, что названия тканям дают и сейчас.
Слайд 49б – Это делают их авторы – дессинаторы, которые проектируют новые ткани. Инженер-дессинатор должен, досконально владеть знаниями по технологии производства ткани, приемами художественного и композиционного оформления ткани, а также быть в курсе модных течений и направлений в одежде и др. Из коллекций тканей, подготовленных дессинатором сегодня, будет сшита одежда завтрашнего дня.

6. Инструктаж по выполнению практической работы

Слайд 50 – Каждая группа сегодня будет работать в своей исследовательской лаборатории и исследовать свойства определенного вида ткани (хлопок, лен, шерсть, шелк). Цель работы: выявить положительные и отрицательные свойства ткани, заполнить таблицу и ознакомить с результатами исследования учащихся класса. У вас на столах находятся образцы конкретной ткани, форма проведения исследования, форма записи результатов исследования, дополнительные материалы по данной ткани. В итоге группа должна создать мини-проект «Учет свойств ткани при изготовлении швейного изделия». Работать нужно дружно, помогать друг другу в работе.

7. Физкультминутка «Веселое настроение»

Для того чтобы ощутить поддержку товарища по группе, я прошу вас встать и взять друг друга за руки, образуя кольцо. Представьте, что вы единая цепь, которую трудно разорвать.

Раз, два — улыбнитесь,
Три, четыре — потянитесь,
Поднимите вместе руки,
Отгоните вашу скуку,
Наклонитесь раз, два,три.
Нет уж скуки — посмотри!

Видите, как быстро поднимается настроение, когда ты с друзьями!
Расцепите руки, встряхните (еще раз поднимите и стряхните). Садитесь и приготовьтесь к самостоятельной работе в группах.

8. Практическая работа (работа в группах)

Исследовательская работа «Изучение свойств ткани».
Творческий проект «Учет свойств ткани при изготовлении швейного изделия».

9. Закрепление учебного материала

Слайд 51а – Давайте расшифруем, что написала в своем письме нам Золушка! У вас на столах карты с кармашками, карточки с ответами. Найдите правильный ответ на поставленный вопрос и вставьте карточку в кармашек! (Слайд 51б – проверка)
Слайд 52 – Переверните ваши карточки. Какое слово удается прочитать?

10. Рефлексия

Слайд 53 – Подумайте и дайте ответы на вопросы!

– Что нового для себя узнала на уроке?
– Какие трудности возникали в работе?
– Были ли выявлены пробелы в знаниях?
– Какие знания пригодятся мне в будущем?
– Где я смогу использовать приобретенные знания?

11. Задание на дом

Составить словарь тканей из натуральных волокон. Проверить качество выбранной ткани для изготовления юбки, определить ее основные свойства. Данные записать в тетрадь.