Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Интегрированный урок (ОБЖ + обществознание) по теме Международное гуманитарное право. 9-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 1221

Фёдоров Сергей Леонидович, учитель истории и обществознания

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,07 МБ)


ВКЛЮЧИТЬ 2 И 3 СЛАЙДЫ

ВКЛЮЧИТЬ 4 СЛАЙД

Цели урока:

Новизна и актуальность:

- Данный урок с применением ИКТ, содержание которого доступно для учащихся 9 класса, позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию.

Формы организации работы детей:

- Учащиеся участвуют в групповой работе, в дискуссии, высказывают свою точку зрения; строят свои предположения по принятию основных положений по защите жертв вооруженных конфликтов; решают тесты в целях закрепления материала; выполняют практическую работу с документами (Всеобщая декларация прав человека), историческими документами периода Второй мировой войны.

Формы организации работы учителя:

- На уроке учитель применяет интерактивные методы обучения: групповую работу, дискуссию. По ходу урока показывает презентацию по Обществознанию: "МГП" для 9 класса. Подробное описание урока описано ниже.

Основные понятия урока:

- Международное гуманитарное право, международный вооружённый конфликт, немеждународный вооружённый конфликт, комбатант, военнопленные, гражданские лица, жертвы войны, конвенция.

Основные вопросы урока: Что такое международное гуманитарное право.

Определение понятий:

Шаги мирового сообщества по правовому регулированию военных действий и защите жертв вооруженных конфликтов.

Основное содержание конвенций по защите жертв вооруженных конфликтов, принятых в Женеве в 1949 г. и дополнительных протоколов в 1977 г.

Учебно-методические материалы:

Раздаточные материалы: содержание текста статьи 2 "Всеобщей декларации прав человека" принятой Генеральной ассамблеей 10 декабря 1949 года;

Женевские конвенции: Основные требования МГП по защите раненых и больных из состава действующей армии; основные требования по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; основные требования по защите военнопленных, по защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории.

Исторические документы: приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и корпусов об обращении с немецкими военнопленными от июня-августа 1941 года; выдержки из памятки по охране советских военнопленных (из распоряжения верховного командования вермахта об обращении с советскими военнопленными от 8 сентября 1941 года).

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Мотивационная часть.

Просмотр сюжета из художественного фильма "Взвод" (обращение с мирным населением).

2. Организационная часть.

Озвучиваются и формируются ожидаемые результаты. Устанавливаются правила работы на уроке. ВКЛЮЧИТЬ 5 СЛАЙД

Война является одной из наиболее распространенных форм регулирования отношений между государствами. Для подтверждения сказанного можно привести следующие цифры: ВКЛЮЧИТЬ 6 СЛАЙД

За последние 3400 лет на Земле было только 250 лет мирной жизни.

За это время прошло 15 000 войн. В этих войнах погибло 3,5 млдр. человек. При этом: ВКЛЮЧИТЬ 7 СЛАЙД

В Наполеоновских войнах 1805-1815 гг. погибло 1 млн. человек.

В Первую мировую войну погибло 10 млн. человек, 21 млн. человек было покалечено. ВКЛЮЧИТЬ 8 СЛАЙД

Во вторую мировую войну, по разным источникам, человеческие жертвы составили от 50 до 62 млн. человек.

А сколько было войн и жертв в новейшее время?

И во всех войнах жертвами становятся не только сражающиеся, но и те, кто не принимает непосредственного участия в вооруженном конфликте.

Изначально в ситуации войны действовал "Закон сильнейшего". Принцип "горе побежденным" был основополагающим в отношении победителей к потерпевшим поражение. С течением времени это отношение претерпевало изменения, которое можно сравнить с действием физического прибора-маятника, где "гуманность" и "жестокость" - крайние положения.

Разные положения маятника можно привести историческими примерами (двое учащихся сообщают заранее подготовленное 2-3 минутные сообщения об отношении победителей к побежденным в разные века).

- сообщения учащихся: : .

Германия в период второй мировой войны крайне жестоко относилась к мирному населению в период оккупации, к военнопленным и к тем, кто не хотел принимать идею фашизма.

ВКЛЮЧИТЬ 9 СЛАЙД

Цифры:

Вспомним и о том, что перенесли жители блокадного Ленинграда.

Да, делало и неоднократно. Наиболее существенный вклад в правовое регулирование военных действий был сделан в Женеве в 1949 году.

II. Основная часть.

  1. Прежде чем приступим к рассмотрению документов, принятых на Женевской Конференции, обратим внимание на понятия: ВКЛЮЧИТЬ 11 СЛАЙД
  2. Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и на ограничение средств и методов ведения войны.
  3. Война между двумя или большим числом государств - международный вооруженный конфликт.
  4. Вооруженное столкновение в пределах территории одного государства - немеждународный вооруженный конфликт.
  5. Комбатант (от французского combatant - боец) - лицо, которое входит в состав вооруженных сил и участвует в конфликте (за исключением мед. персонала и духовных лиц).
  6. Военнопленные-комбатанты, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта. ВКЛЮЧИТЬ 12 СЛАЙД
  7. Гражданские лица - лица, не входящие в состав вооруженных сил и не принимающие участие в военных действиях.
  8. Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население побежденной стороны.
  9. Конвенция - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Представьте себе, что вы общественные деятели, политики, ученые, писатели, музыканты и т. д. из разных стран, обеспокоены фактами, вскрывшиеся после второй мировой войны и в особенности на Нюрнбергском процессе. / Учащиеся делятся по группам /. Вы решили вновь поднять вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов. И вот в 1949 году вы собираетесь в Женеве. Какие Конвенции, на ваш взгляд, нужно было бы принять для защиты жертв вооруженных конфликтов? Сформируйте основные требования по защите тех или иных категорий жертв вооруженного конфликта (раненых, больных, военнопленных, гражданского населения). / Учащиеся высказывают свои предположения, собственные позиции или выступают представители групп /.

Далее демонстрируются слайды "Женевские конвенции", которые были приняты в 1949 году (можно раздать раздаточные материалы). ВКЛЮЧИТЬ 13 СЛАЙД

Демонстрирую:

Эти требования сравниваются с предположениями учащихся. Последняя конвенция была принята мировым сообществом впервые. ВКЛЮЧИТЬ 17 СЛАЙД

Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним 1977 года, в которых содержится около 600 статей, являются основными договорами в области международного гуманитарного права. К январю 1998 года участниками Женевских Конференции (конвенции) стали 188 государств, т. е. практически все государства мира.

Для анализа и оценки с позиций МГП учащимся предлагаются два исторических документа (раздать содержание приложения <приложение 1> в бумажном варианте или использовать слайды 18-20): ВКЛЮЧИТЬ 18 СЛАЙД

Приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и корпусов об обращении с немецкими военнопленными от июня-августа 1941 года (данные документы зачитываются):

"В ходе прошедших боев были случаи расстрела пленных. Необходимо принять решительные меры для предотвращения в дальнейшим таких случаев. Лица нарушающие требования международного права обращения с пленными, должны привлекаться к строжайшей ответственности".

ВКЛЮЧИТЬ 19 СЛАЙД

Выдержки из памятки по охране советских военнопленных (из распоряжения верховного командования вермахта об обращении с советскими военнопленными от 8 сентября 1941 года.):

"Беспощадная кара при малейших признаках протеста или неповиновения. Для подавления сопротивления беспощадно применять оружия. В военнопленных, совершивших побег, стрелять без предупреждения с твердым намерением попасть в цель". "Любое общение с военнопленными запрещено. Предотвращать любое общение военнопленных с гражданскими лицами и в случае необходимости применять оружие, в том числе против гражданских лиц". (Можно показать видеофрагмент из фильма "Судьба человека").

Просматриваются два видеофрагмента:

Оценить увиденное с позиции МГП - домашнее задание.

III. Закрепление изученного.

ВКЛЮЧИТЬ 20 СЛАЙД

Учащиеся знакомятся с текстом ст. 2: "Всеобщей декларации прав человека".

Принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

Ст. 2 " Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального, социального происхождения, имущественного, сословного положения. Кроме того , не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как- либо иначе ограниченной в своем суверенитете".

Учащимся предлагается ответить на два вопроса и сделать вывод, решить тест.

  1. В какое время применяется международное гуманитарное право и в какое время применяется Декларация прав человека? (Отв.: 1-е применяется в ситуации вооруженного конфликта; 2-ой документ в любое время, так и в период вооруженного конфликта).
  2. На кого распространяется международное гуманитарного право и на кого распространяется декларация прав человека? (Отв.: на жертвы войны).

Примечание: В случае необходимости выводы делает преподаватель.

  1. Для закрепления изученного перед учащимися можно поставить следующие вопросы:
  2. Возможно ли на современном этапе остановить войны?
  3. Являются ли необходимыми и обязательными правила, отраженные в международных документах?
  4. Всегда ли соблюдаются на войне решения в области защиты человека, принятые мировым сообществом? Если нет - привести примеры.
  5. Нужно ли вести борьбу за то, чтобы решения принятые международным сообществом соблюдались в жизни?

ВКЛЮЧИТЬ 21 СЛАЙД

В заключение мне бы хотелось сказать словами древнекитайского философ Конфуция:

"Легче зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту". Лучше принимать посильное личное участие в вопросах соблюдения норм международного гуманитарного права, чем обвинять тех, кто его нарушает.

Учащиеся решают тест (тест на основе программы Excel).

ВКЛЮЧИТЬ 22 СЛАЙД

Тест по теме "Военные аспекты Международного гуманитарного права"

Международное Гуманитарное Право (МГП):

а) Рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта;

б) Защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;

в) Запрещает ведение агрессивных войн;

г) Защищает граждан государства, подвергшегося нападению.

Для обозначения людей, участвующих в военных действиях, в МГП используются термины:

а) Репатрианты;

б) Беженцы;

в) Комбатанты;

г) Депортированные;

д) Интернированные.

Стороны участвующие в конфликте:

а) Свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;

б) Не должны пользоваться оружием, которое не может быть направленно против определённого военного объекта и которое имеет неизбирательное действие;

в) Могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны.

Основные положения содержатся:

а) В Женевских Конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года;

б) В Конституции Российской Федерации;

в) Во Всеобщей Декларации Прав человека 1948 года;

г) В Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года;

Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин "Жертвы вооруженного конфликта"

6. Перечислите действия, которые классифицируются в МГП как серьезные нарушения.

ВКЛЮЧИТЬ 23 СЛАЙД

БЕРЕГИТЕ МИР!

В конце урока определяется, что получилось реализовать в ходе занятия, а что не в полной мере удалось сделать по ожидаемым результатам.

Приложение.

Литература (использованы частично):

1. Учебник Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова. Введение в обществознание. М.: Просвещение, 2004

2. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова /авт.- сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2005