Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Местоположение и природа Лаконии

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 286

Левчук Татьяна Валентиновна, учитель истории и обществознания

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (105,5 КБ)


Обучающиеся 5-го класса увлечённо занимаются историей, им интересно всё новое, поэтому на уроке по этой разработке проводится игра типа “Поле чудес”. С неё и начинается урок, чтобы настроить учеников на активность. Для игры “Поле чудес” надо оформить доску: нарисовать 6 квадратов.

Главная цель данного урока: рассказать о местоположении, природе, занятиях жителей Спарты (Лаконии), сравнить с Аттикой (Афинами).

Пятиклассникам даётся задание, суть которого – сравнение двух полисов: Спарты и Афин. Они должны вести запись сравнительной таблицы в рабочей тетради.

Для наглядности на уроке используется компьютерная презентация “Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции”. Слайды этой презентации содержат ячейки таблицы, которые заполняются постепенно. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.

Для наглядности используется и диск по истории древнего мира, с помощью которого учитель объясняет, как была завоёвана Мессения.

Использование ИКТ на уроках истории в 5-м классе – эффективное средство повышения познавательной активности обучающихся.

Цели урока:

  1. Рассказать о местоположении, природе, занятиях жителей Спарты, сравнить с Аттикой.
  2. Воспитывать силу, ловкость на примере спартанцев,
  3. Развивать умение сравнивать события, сопоставлять факты.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск по истории древнего мира, презентация со сравнительной таблицей “Афины и Спарта”.

Оформление доски: нарисованы 6 квадратов для игры “Поле чудес”.

Этапы урока:

Даты: 850 г. до н. э. – образование Спарты.

740 – 720 гг. до н. э. – завоевание Мессении.

Основные понятия: спартанцы, илоты, криптий, герусия, эфоры, фаланга, сесситии.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вводное слово учителя:

На прошлом уроке мы познакомились с Афинским государством. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, выполните следующее задание: ? ? ? ? ? ? здесь зашифровано слово. Отгадайте город, где жила Елена, из-за которой по мифу началась Троянская война. (Спарта). Итак, речь пойдёт о Спарте, но не о той, где жила Елена. Тот город был разрушен.

Задание классу:

Название полисов
Афины
Спарта

Но прежде давайте вспомним:

Название полисов Расположение
Афины Средняя Греция
Спарта
Название полисов Расположение Население
Афины Средняя Греция Свободные, рабы
Спарта
Название полисов Расположение Население Занятия
Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло
Спарта
Название полисов Расположение Население Занятия Реформы
Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства
Спарта
Название полисов Расположение Население Занятия Реформы Форма правления
Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта
  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя: 2 значительным государством являлось Спартанское. Греки говорили, что их родина стоит на 2 ногах – это Афины и Спарта. Тема урока…

  1. Расположение Спарты и население (открывается 2строка–расположение Спарты) ученики работают с картой учебника

Название полисов

Расположение

Население

Занятия

Реформы

Форма правления

Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта Южная Греция
  1. Спарта расположена на юго-востоке полуострова Пелопоннес. О происхождении названия рассказывается в мифе, который учитель рассказывает классу. После этого рассказа, ученики должны ответить на вопрос, в честь кого назван полуостров? (юноши Пелопса хитростью победившего царя, чтобы жениться на его дочери).
  2. Завоевание дорийцами – потомками Дора, сына Эллина, Лаконики и основание Спарты. Племя дорийцев вторглось с севера и на берегу реки Еврот основало Спарту. Спартанцы занимались военным делом. Строились фалангой (сомкнутый строй) в 8 рядов. Им надо было держать в повиновении илотов – рабов, которых было в 20 раз больше. Земля здесь была лучше, чем в Афинах. Также здесь жили периэки – переселенцы. (Открывается 2 и 3 строки–население и занятия Спарты).

Название полисов

Расположение

Население

Занятия

Реформы

Форма правления

Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта Южная Греция Спартанцы, илоты, периэки Военное дело
  1. Реформы и управление: законы Ликурга. (Эфоры – надзиратели, на 1 год 5 человек). Запреты. (Открывается 4 и 5 строки–реформы и форма правления Спарты)

Название полисов

Расположение

Население

Занятия

Реформы

Форма правления

Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта Южная Греция Спартанцы, илоты, периэки Военное дело, земледелие Эфоры, запреты, герусия – совет старейшин(28 стариков и 2 царя) олигархия
  1. Завоевание Мессении: в 8 в. в Спарте стало не хватать земли.
  2. О том, удалось ли им завоевать Мессению, мы посмотрим на экране отрывок из электронного учебника (показ отрывка из электронного учебника: открыть тему 6. № 3 Зарождение древнегреческой цивилизации [ смотрим и запоминаем[ термин Мессения).

  3. Рассказ учителя: спартанское воспитание и криптий – обычай избивать илотов для устрашения.

3. Закрепление:

вопросы классу:

Задания для рефлексии:

  1. Заинтересовала ли вас тема?
  2. Если бы у вас появилась машина времени и возможность побывать в Древней Греции, то куда бы вы отправились в Афины или Спарту? Почему?

Домашнее задание: §31.