Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Великие победы россиян

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 215

Белова Елена Владимировна, Учитель истории и обществознания

Цели урока:

воспитание и развитие у учащихся:

– патриотизма, уважения к истории нашей Родины, гражданственности; мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок;

– осознания себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества;

– способности определять собственные позиции по отношению к явлениям современной российской жизни;

– умения анализировать социальную информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Вопросы урока:

1. Победы России – Победы россиян.

2. Качества человека–победителя.

3. Наука: современное развитие и традиции.

4. Великие россияне – победители.

Оборудование:

  1. Методические рекомендации по проведению первого урока 2010/2011 учебного года по теме: “Великие Победы россиян”. – М.: МИОО, 2010. – 272 с.;
  2. персональный компьютер;
  3. мультимедийный проектор;
  4. презентация Microsoft Office PowerPoint по заданной теме;
  5. документальный фильм “Юрий Гагарин: хроника первого полета”. С сайта газеты “Комсомольская правда”.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

“ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН”

Еще раз всем доброе утро. Сегодня я хочу рассказать о россиянах, которые своими деяниями прославили нашу родину. И первым кого я хочу вам представить.

Слайд 2.

Александр Васильевич Суворов — величайший российский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере в 60 сражениях, один из основоположников русского военного искусства.

Слайд 3.

Детство и юность.

Назван Александром в честь Александра Невского. Суворов рос слабым, часто болел. Но с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями и стал тем Суворовым, которого мы знаем! Его военная карьера началась с 12 лет.

Слайд 4.

Великие победы, которые прославили его как величайшего полководца.

Сражение при Рымнике. Войска под командованием Суворова (25 тыс), атаковали несмотря на четырёхкратное преимущество турок (100 тыс.). Сражение при Рымнике продолжалось 12 часов и завершилось полным разгромом турецкой армии, которая потеряла до 20 тысяч человек убитыми. Потери союзных войск составили 600 человек (400 австрийцев и 200 русских).

Обратите внимание – какие маленькие потери в наших войсках!

Недаром Суворов говорил: “Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови” и очень ценил и оберегал жизнь своих солдат.

Слайд 5.

Великие победы. Взятие Измаила.

Крепость была безрезультатно осаждена уже около двух месяцев, когда туда прибыл Суворов. В течение 8 дней Суворов готовил войска к штурму. Наконец, он послал ультиматум коменданту крепости Мехмет-паше с требованием сдачи. Мехмет-паша гордо отказался: “Скорее Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил”.

11 декабря Измаил был взят непрерывным штурмом за 12 часов.

Это было величайшее достижение русской армии.

Слайд 6.

Прага, предместье Варшавы была взята штурмом под руководством Суворова.

Суворов был краток, как всегда, докладывая императрице Екатерине II о победе: “Ура! Варшава наша!”, ответ Екатерины II также лаконичен: “Ура! Фельдмаршал Суворов!”. За взятие Праги Суворов был удостоен высшего воинского чина фельдмаршала.

Слайд 7.

В итальянском походе Суворов последовательно разгромил французских генералов: Моро, Макдональда и Жубера. В результате в короткие сроки была освобождена Северная Италия от французского господства.

После этих побед император Павел I повелел, чтобы Суворову оказывались такие же почести, какие до этого оказывались только императору.

Слайд 8.

И последний самый известный поход Суворова.

В Швейцарском походе потери русской армии, вышедшей из окружения без продовольствия и боеприпасов и разбивших все войска на своём пути, составили около 5 тыс. человек (до 1/4 армии), многие из которых разбились при переходах. Однако потери французских войск, обладавших подавляющим превосходством в численности, превосходили потери русских войск в 3-4 раза. Было захвачено в плен 2778 французских солдат и офицеров, половину которых Суворов сумел прокормить и вывести из Альп как свидетельство великого подвига.

За этот беспримерный по трудностям и героизму поход Суворов был удостоен высшего воинского звания генералиссимуса, став четвёртым генералиссимусом в России.

Слайд 9.

В течении своей жизни он создал свою военную теорию, которую описал в книге “Наука побеждать”.

Это — выдающийся памятник русской военной мысли.

Главная цель уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях.

Основной способ наступление. Суворов был непревзойдённым тактиком. Тактику Суворова позже использовал Наполеон.

Суворов создал передовую систему воспитания и обучения войск.

Отрицал палочный метод обучения солдат.

В её основе лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Суворов говорил: “каждый воин должен понимать свой маневр”.

Слайд 10.

Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству”.

Афоризмы Суворова:

Воевать не числом, а умением.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Сам погибай, а товарища выручай.

Удивить - победить.

Великий Суворов никогда не шествовал, а стремительно ходил, не ездил верхом, а скакал; не любил дворцы и особенно царедворцев, отпускал в их адрес колючие шутки, за что часто впадал в немилость; был по-солдатски вынослив и ходил в трескучие морозы в легкой шинели; разделял с подчиненными все трудности походной жизни, хлебал солдатские щи и кашу; учил войска "Науке побеждать"!

Более подробно об этом великом человеке вы узнаете на моих уроках истории.

Слайд 11.

И второй герой, о котором я хочу рассказать, это герой двадцатого века -

Юрий Алексеевич Гагарин

В 2011 году 12 апреля, мы будем отмечать 50 лет со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 Юрий Гагарин совершил первый полёт вокруг Земного шара на космическом корабле “Восток”. Сбылась мечта людей о полёте к звёздам.

Одними из тех, кто помогали осуществить полет были:

Слайд 12.

Константин Эдуардович Циолковский - русский учёный -теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог, писатель. Он с детства увлекался астрономией, физикой, механикой, у него проявлялась склонность к изобретательству. Всю свою жизнь К.Э. Циолковский посвятил теоретическим основам космических полетов. Когда он был маленьким, он простудился и тяжело заболел воспалением легких, школу посещать не мог, учился на дому. Но не смотря на это выпускные экзамены сдал на отлично. И его болезнь не помешала ему стать великим ученым.

Слайд 13.

Сергей Павлович Королёв— советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основатель практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Именно он был главным конструктором ракеты, на которой Гагарин полетел в космос.

Слайд 14.

Мстислав Всеволодович Келдыш.

Келдыш внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, в создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники . Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 50-х годов XX века разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полётов к Луне и планетам Солнечной системы.

Слайд 15.

Все эти люди своей деятельностью прославили себя и нашу замечательную страну.

Заключение:

“А достойны ли мы предков?”, потому, что, кроме чувства гордости, у нас должно быть еще и стремление к достижению чего-то нового, лучшего, неизведанного, желание быть достойными тех людей, которые прославили нашу Родину.

Слайд 16.

В дополнение к моему рассказу я предлагаю посмотреть вам фильм о Гагарине.

Далее показывается документальный фильм “Юрий Гагарин: хроника первого полета”.

С сайта газеты “Комсомольская правда”. Для показа нужен интернет.

И при старте приложения необходимо разрешить запуск активного содержимого ActiveX, иначе ссылка на видео не работает.

Продолжительность фильма 11 минут.

Если не идет из презентации – вот прямая ссылка:

https://metodic-school.ru/?link=544.2

Слайд 17.

“Спасибо за внимание”