Дидактическая цель: Применение теоретических знаний в практической деятельности при ранениях и черепно-мозговой травме.
Вопросы урока:
Вид занятия: комбинированный.
Учебно-материальное обеспечение: ТСО (телевизор), карточки с заданиями для групповой работы, памятки, бинты, песочные часы.
Подготовительная работа: Для проведения данного занятия класс разбит на 4 группы, подготовлены таблицы, схемы, плакаты «Виды перевязок», «Виды кровотечения», видеозапись, для иллюстрации рассказа преподавателя.
План урока:
Ход урока
Организационный момент
Проверить готовность класса к занятию. На доске афоризм «Дело умных – предвидеть беду, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла». Питтак.
Серьезный, увлекательный,
всем хорошо известный,
урок по ОБЖ вас ждет,
Очень интересный.
Сидя на занятии, забудьте о скуке,
закрепите знания из этой науки,
а в конце урока будете рады:
за блестящие ответы
получите награды.
Ребята, сегодня мы с вами проводим практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при ранениях и черепно-мозговой травме». Как вы думаете, для чего мы проводим это практическое занятие? Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, в случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели занятия.
Ребята, раздел «Основы медицинских знаний» мы начали изучать с 5 класса и с каждым годом наши знания становились более углубленными и прочными. Сегодня на занятии мы повторим теоретические вопросы и научимся оказывать первую неотложную помощь при самом сложном ранении: черепно-мозговой травме.
Учащимся раздаются карточки с заданиями. За две минуты учащиеся согласно алгоритма ответа дают как можно более полный ответ по предложенной теме.
Поспеши-ка не зевай!
Правильный ответ давай.
Проверка теоретических знаний. Один учащийся из группы в течение одной минуты дает ответы на все вопросы согласно алгоритма ответа (Приложение 1).
После выполнения теоретического задания выполняем наложение повязок:
Эти повязки могут сочетаться между собой в зависимости от места и сложности ранения.
Хоть немножко вы устали,
Силу знаний показали.
И еще один шажок –
Как спасем мы жизнь, дружок?
Приступаем к изучению правильного оказания первой неотложной помощи при черепно-мозговой травме. Эта травма считается одной из самых опасных для жизни человека. В подтверждение своих слов я предлагаю вам послушать военного врача травматолога… (видеозапись).
Кто и когда обычно становится жертвой черепно-мозговой травмы? Расхожая фраза «его в детстве уронили» обычно сопровождается характерным жестом у виска. Так сложилось, что эта грустная тема чаще становится поводом не для шуток, нежели для сочувствия. Однако человеку, который на самом деле перенес черепно-мозговую травму, не до смеха. Ведь ее отдаленные последствия могут проявиться не только легким «повреждением ума», но и более серьезными осложнениями. Ведь подобный несчастный случай может произойти с кем угодно и где угодно. Младенцы падают с кроваток и столиков, дети постарше с качелей. Школьники страдают из-за собственных шалостей. Взрослые получают такую травму в автокатастрофах и других несчастных случаях. Для пожилых людей роковым становится скользкий тротуар.
Медицина различает три формы закрытой черепно-мозговой травмы. Сотрясение мозга – самая легкая и распространенная из них. Вообще любая травма, затронувшая головной мозг, - очень серьезное испытание для организма. Поэтому, от быстроты и правильности оказанной помощи, будет зависеть жизнь человека.
При травмах головы может произойти сотрясение и сдавливание головного мозга. Причины сотрясения могут быть различными, а самыми основными являются: ушиб головы, падение, уличные катастрофы. Признаки сотрясения головного мозга: кратковременная потеря сознания в момент повреждения, тошнота, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка.
Какие изменения происходят в головном мозге во время травмы?
Дело в том, что мозг изнутри и снаружи имеет полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. После травмы избыточное скопление этой жидкости в полости черепа приводит к повышению внутричерепного давления. В результате происходит сдавливание вещества головного мозга, что вызывает его медленную атрофию. Появляются и сосудистые расстройства – в виде дистонии или недостаточности мозгового кровообращения. Нарушается отток венозной крови из полости черепа.
Какие «сдвиги» в нервной системе может вызвать черепно-мозговая травма?
В последствии у некоторых травматиков развивается невроз с преобладанием депрессивных, эйфорических, истерических и других изменений личности. Человек может стать агрессивным, конфликтным или, наоборот, вялым и безразличным. Ухудшается память, снижается работоспособность. Одно из тяжелых последствий – посттравматическая эпилепсия.
Разумеется, благополучный исход в лечении черепно-мозговой травмы зависит от того, как быстро она будет выявлена. Поэтому надо запомнить основные его симптомы:
Какую помощь пострадавшему можно оказать самостоятельно?
Для оказания первой неотложной помощи необходимо выполнить ряд мероприятий, таких как:
Помните! При потере сознания не надо выводить пострадавшего из бессознательного состояния, нужно ждать его самостоятельного возвращения. При возвращении сознания пострадавшего необходимо отправить в больницу в лежачем положении.
Прежде чем начать оказывать первую помощь пострадавшему, обязательно спросите у него разрешение на оказание помощи, так как по новому закону Министерства здравоохранения, мы не имеем права оказывать помощь без разрешения пострадавшего. Но зачастую люди при черепно-мозговой травме находятся в шоковом или бессознательном положении. В этом случае важно спокойно, убедить и объяснить пострадавшего о необходимости оказания ему первой помощи.
Если черепно-мозговая травма сопровождается повреждением костей черепа, проникающими осколками инородных тел, обрывками одежды, то ни в коем случае - нельзя удалять их. Это может повести за собой обильное кровотечение, боль пострадавшему и непоправимые последствия для жизни человека. При попадании пыли и грязи в рану в первую очередь - провести антисептические мероприятия. Для этого необходимо накапать несколько капель перекиси водорода в рану и наложить стерильную повязку без добавления порошков и мазей.
При наложении повязок необходимо придерживаться следующих правил:
При ранении волосистой части головы применяют повязку типа «чепец».
Объяснение правильного наложения повязки:
Наиболее прочная повязка для темени, затылка и нижней челюсти – «уздечка».
Объяснение правильного наложения повязки:
А теперь работаем в парах.
Вызов скорой помощи:
- если вы не один, то сразу;
- если один, то только после оказания первой неотложной помощи!
Из рубрики – это интересно! Наука занимающаяся перевязками, называется – БИСМУРГИЯ.
Подведение итогов
Итак, сегодня на практическом занятии мы повторили раздел программы «Основы медицинских знаний» и научились правильно накладывать повязку при черепно-мозговой травме «ЧЕПЕЦ» и «УЗДЕЧКА». Поработали мы очень хорошо, я думаю все знания, полученные на уроках ОБЖ, смогут вам помочь в любой сложной ситуации найти правильное решение для спасения людей. Я знаю, в каждом доме есть место для хранения лекарственных средств и я хочу, чтобы памятки (Приложение 2) с правильным алгоритмом оказания неотложной помощи находились в вашей домашней аптечке.
Домашнее задание
Ответить на вопросы: какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, общей контузии и в чем заключается первая медицинская помощь при таких травмах?
Вот задание на вниманье.
Ты попробуй угадай.
Приложи свое старание
и ответ скорее дай!
Ребус «03»