Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Проектная технология как средство формирования социальной компетентности школьников

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 177

Полянская Ольга Анатольевна, учитель химии

Проектное обучение применимо к изучению любой школьной дисциплины, отдельной ее темы или раздела, но особенно эффективно ее использование в образовательном процессе при анализе изменений в окружающем мире, имеющих целью установление внутрипредметных и межпредметных связей. Проектная технология выступает средством для формирования ключевых компетентностей обучающихся, в том числе, социальной компетентности.

Проект – это самостоятельная, творческая работа учащихся, которая предполагает не только комплексное использование материала отдельного предмета, но и опору на знания и умения, полученные при изучении других школьных дисциплин, а также пусть и небольшой, но свой личный опыт. Это создает благоприятные условия не только для активной познавательной деятельности, но и формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность, настойчивость в достижении поставленной цели, креативность и толерантность, умений работать в команде, что в целом развивает социальную компетентность обучающихся.

Главное в проектной технологии – это и активная познавательная деятельность учеников и проигрывание различных социальных ролей или позиций. Учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают их от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них больший личностный смысл, что заметно повышает их мотивацию, познавательную и социальную активность. Метод проектов позволяет стимулировать интерес школьников к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои решения, ориентироваться в информационном пространстве. Ведущая роль при этом отводится развитию умений использования знаний и личностного опыта школьника в практической деятельности.

Данная технология предполагает использование учителем личностно ориентированного подхода и поддерживается следующими дидактическими принципами: детоцентризма, кооперации, опоры на субъектный опыт ученика, учета индивидуальности школьника, свободы выбора и связи исследования с реальной жизнью.

Данная технология была использована нами при изучении темы «Металлы». Этот подход оказался для учащихся настолько необычен, что поначалу поставило их в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать готовый образец решения проблемы прошел, ученики постепенно обнаружили, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом их использовании становятся инструментом решения поставленной задачи.

Это и разнообразные литературные источники, помощь взрослых (включая родителей), совместная деятельность с товарищами и консультации учителя, и самое главное - практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и искать варианты решения проблемы.

Использование данной технологии не исключает известную психологическую проблему: применение знаний и умений учеником только в известных ситуациях с помощью заученных алгоритмов. Изменение ситуации ставит ряд учеников в тупиковую ситуацию, однако включение в работу над проектом, в коллективную деятельность позволяют отчасти снять эту «зашоренность» обучения.

Каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом и подтвержденное учителем, затягивает их в интереснейший процесс самостоятельного творчества и стимулирует новые поиски и открытия, ставит новые вопросы. По мере того как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый ученик обретает уверенность в собственных возможностях.

На этом эмоциональном фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта.

Все учащиеся справляются с проектированием по-разному. Обоснованность решений, научность и доказательность, оформление и презентация проекта у всех групп различаются, вследствие отличия способностей и склонностей учащихся. Однако цель этого метода – максимально раскрепостить природную способность детей к творчеству остается главенствующей и определяющей. Отсутствие готового алгоритма решения проблемы раскрепощает творческие способности и фантазию ребят. Еще одна особенность метода проектирования – изменение отношений в системе «учитель – ученик». Учащийся становится активным участником процесса познания, а не пассивным исполнителем или слушателем. Учитель и учащиеся становятся соучастниками процесса обучения.

Метод проектирования отличается целостностью решаемой задачи, т.к. для этого необходимо использование учащимися арсенала личностных знаний, а в некоторых случаях целесообразность выхода за пределы предметной программы, т.е. мотивация учеников на развитие навыков самостоятельного добывания знаний (умений учиться) и их практического применения.

Таким образом, одна из главных задач технологии проектирования – образовательная – самостоятельная познавательная деятельность, интеграция полученных в предметных курсах знаний и умений, обучение применению их в прикладных ситуациях – успешно реализуется и становится инструментом в формировании ключевых компетентностей учащихся.