Задачи:
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Вид урока: командные игры-задания.
Форма проведения: коллективная (фронтальная).
Используемые методы: словесные, наглядные, практические.
Способ проверки знаний: устное оценивание.
За каждое правильное выполненное задание команда получает фишку. В конце урока побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек.
Организационный момент. Чтение стихотворения Я. Пишумова:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц и наших дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
– О какой азбуке, ребята, говорится в стихотворении?
У дорог и улиц есть свои строгие законы. Мы с вами на уроках об этом говорили. Законы эти требуют безукоризненного знания дорожного языка. На этом языке разговаривают все дороги, большие улицы и совсем маленькие, перекрестки, площади.
А пешеходы? Как выйдет на улицу безграмотный пешеход? Дорога говорит ему что-то, перекресток предупреждает о чем-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, ни о чем не думает. Потому что он дорожного языка не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка очень-очень опасно. Случается, что за такую безграмотность не только пешеход, но и водитель расплачивается жизнью.
Вот сегодня на уроке мы с вами и будем разговаривать дорожным языком. У нас три команды и каждая постарается вспомнить как можно больше правил.
– Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно все,
Что знаки говорят!
1. – У вас хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит:
«Детям путь сюда закрыт!»
– Как называется этот знак?
– «Дети» (ответ учащихся)
– Где он устанавливается?
– … (ответ учащихся)
2. Вот так знак! Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферу греться нужно?
– А это что за знак?
– «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (ответ уч-ся)
– О чем он предупреждает?
– … (ответ уч-ся)
3. Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
– Этот знак что означает?
– «Дорожные работы» (ответ уч-ся)
– К какой группе относятся эти знаки, ребята? (Предупреждающие)
– … (ответ уч-ся)
– Какие вы еще знаете группы знаков
– … (ответ уч-ся)
(на доске – дорожные знаки, выбрать лишний)
Вывешиваются на доску панно с изображением различных видов транспорта
– А на чем еще, ребята, можно ездить по земле?
– А какие средства передвижения существуют на воде?
– В воздухе?
Загадки о транспорте: дети поднимают карточки с изображением нужного транспортного средства. (карточки лежат на столе для каждой команды)
Спозаранку за окошком
Стук, и зов, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
Не летает, не жужжит,
жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
два блестящих огонька. (Автомобиль)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом – мчись на нем!
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
В поле лестница лежит,
дом по лестнице бежит. (Поезд)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
и называюсь … (Паровоз)
По волнам плывет отважно,
не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?... (Пароход)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если кран откроет рот. (Экскаватор)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
– Чья команда быстрее заполнит панно соответствующим транспортом
– Чья команда быстрее заполнит таблицу по видам транспорта рисунками ?
– Хорошо прокатиться и в легковом автомобиле, когда ярко светит солнышко, и в автобусе из окон посмотреть, как мелькают деревья, магазины с яркими вывесками, дома, как спешат люди. А как интересно наблюдать, как к остановке важно приближается, постукивая колесами трамвай. Но и здесь нам не обойтись без дорожного языка! Какие правила безопасного поведения должен соблюдать человек при:
Физкультминутка:
– Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место?
– Это я, это я,
это все мои друзья.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
– Это я, это я,
это все мои друзья.
Кто, пусть честно говорит,
На машинах не висит?
– Это я, это я,
это все мои друзья.
А кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
– Это я, это я,
это все мои друзья.
подсчет фишек, набранных каждой командой, выставление оценок с объяснением, домашнее задание.