Учитель любого предмета отвечает за себя, несёт ответственность за сохранение здоровья учащихся. Учителя таких предметов как ОБЖ, химии, физики, информатики, биологии, физической культуры и технологий отвечают за формирование у учеников умений правильно обращаться с приборами, инвентарём, веществами и предметами быта окружающими их в повседневной жизни. Учитель должен предупредить учащихся об опасности неправильного пользования предметами и использование незнакомых, опасных предметов в различных жизненных ситуациях.
Многие предметы изучают в подростковом возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечению ко всему тайному, запретному. Эгоцентризм, присущий этому возрасту, основан на том, что ученики рассуждают в свою пользу, ведь именно с ними ничего не может случиться. Некоторые учащиеся начинают экспериментировать с опасными предметами, веществами не понимая последствий этих опытов. Поэтому учителю необходимо организовать специальную работу с учащимися по изучению правил безопасного поведения при исследованиях различного рода.
Во многих школах эксперимент не проводится, так как учителя сами бояться и не могут обеспечить безопасность своих учеников. Проблема обеспечения безопасности учащихся во время эксперимента существует очень, давно и её можно решить, если учителя будут приобретать определённый опыт в проведении различных экспериментов. Основной метод обучения учителей – тренинг в условиях моделирования реальных ситуаций профессиональной деятельности.
Выполнение практических работ не только развивает память, улучшает и углубляет знания по предмету, но и учит правильно, быстро и без страха принимать решения в случае особой ситуации. Моделирование чрезвычайных ситуаций и реализация действий по их ликвидации, это разработка новых способов проведения эксперимента и подготовка учеников к решению жизненных ситуаций.
Цели урока:
ПРОВЕРЯЮЩИЕ.
Обобщить знания учащихся об основных понятиях по технике безопасности, формирование культуры безопасного поведения на уроках. Проверить умения учащихся определять сложившуюся не стандартную ситуацию на уроке и ликвидировать её. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся, принятие правильного решения, соблюдение техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.
РАЗВИВАЮЩИЕ.
Совершенствовать умения анализировать, определять и быстро реагировать на создавшуюся ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, умение определять критичность ситуации и принимать правильные решения на основе знаний полученных на уроках . Организовать безопасную самостоятельную работу учащихся с химическими веществами и оборудованием по данной теме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
Формирование культуры безопасного поведения на уроках химии и работе с реактивами.
Расширить и углубить мировоззренческие знания учащихся по технике безопасности. Подвести их к выводам общего жизненного уровня, касающихся химических веществ, и правил работы с ними. Познакомить учащихся с правилами поведения в ЧС в быту. Приблизить знания предмета к реальной жизни и умение этими знаниями пользовать.
ТИП УРОКА – практическая работа при помощи которого можно обобщить и закрепить практические и теоретические знания по теме:«Безопасность химического эксперимента»
ОБОРУДОВАНИЕ:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Для проведения практикума класс делится на пять групп. Каждая группа получает индивидуальную карточку с экспериментальными задачами и за неделю до проведения данного урока получает задание, подготовить и принести к уроку составленные в домашних условиях адсорбенты .
На уроке каждая команда, состоящая из 4-5 учеников, проводит свои исследования для решения поставленных задач и делится своими результатами с другими группами в конце урока. Оформляется вся работа в специально подготовленную таблицу, в которую записываются проведённые реакции и выводы. Оценить каждого ученика можно по качеству выполнения эксперимента и за правильно сделанные и оформленные выводы, таким образом можно за урок поставить по две оценки. Оформление работы можно делать в тетради, а можно в специально приготовленных таблицах. На пример : каждый ученик получает готовую таблицу для заполнения и методическую разработку о ходе проведения работы.
Дата:_________201__ Работу выполнил(а)__________________________уч.10А/Б(11А/Б) класса
Практическая работа на тему: «Безопасность химического эксперимента».
№ п/п | Исходные вещества. | Условия реакции. | Признаки реакции. | Выводы и химические уравнения. |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Техника безопасности_________________________________________________________________
Подготовка к ликвидации чрезвычайных ситуаций | Опыты по получению ядовитых газов и их утилизации | Безопасность при использовании приборов |
Опыт №1.Использование безопасных способов отбора жидких реактивов. Необходимо взять медицинскую пипетку для отбора жидкости с резиновой грушей. Данными пипетками набрать концентрированную соляную кислоту. Сделать вывод, какой из пипеток работать удобнее и безопаснее. Опыт №2. Приготовление адсорбентов при уборке пролитой жидкости и тушения небольших локальных пожаров. А) Разлейте 3 мл концентрированной серной кислоты на резиновое покрытие лабораторного стола. Развяжите пакет с адсорбентом и высыпайте его сначала по периметру, а потом в центр разлитой жидкости. Перемещайте, втирая в пятно до нейтрализации. Собрать все совком на фанерку и выбросить с твердыми отходами. Б) Налейте в фарфоровую чашку для выпаривания 5 мл спирта и подожгите его. Потушите «пожар» адсорбентом, высыпав его на огонь для преграды доступа воздуха. Перемешайте его и опять подожгите. Затем повторно засыпьте адсорбентом. После высыхания можно выбросить с твердыми отходами. Опыт №3 Безопасность опытов с возможностью воспламенения, взрыва или выброса реакционной массы. Взаимодействие натрия с водой. Приготовьте кристаллизатор, высокий стакан и пробирку, наполните на 1/3 водой. Сосуды должны быть закреплены в штативе или стоять самостоятельно. В каждый сосуд бросить кусочек натрия, величиной с горошину. Сравните наблюдаемые эффекты. Сделайте вывод о наиболее безопасном способе. | Опыт №1. Получение аммиака. В химическом аквариуме получают аммиак. Взаимодействие гидроксида натрия (1-2 кусочка) с таким же количеством хлорида аммония в присутствии 2-3-х капель воды. Полученный газ пропускают через раствор фенолфталеина. Для утилизации нейтрализуют соляной кислотой | Опыт №1.Взрыв гремучей смеси. В двух пробирках, соединенных газоотводными трубками, получают кислород и водород. Оба газа пропускают в мыльный раствор, надутые мыльные пузыри. Образуется безобидный взрыв. Данные опыты нужны для изучения основных правил монтирования простейших приборов и работы с ними. При проведении опыта руки у экспериментатора должны быть свободны для манипуляций в случае возникновения аварийных ситуаций. |
Таких таблиц можно составить более пяти, т.е. на каждую группу учащихся с разными ситуациями:
После выполнения работы ученики рассказывают о своих наблюдениях всему классу, а затем делают общий вывод о проделанных опытах и заполняют таблицу.
Оценки выставляются в конце урока, возможно получение дополнительной оценки за самостоятельные и грамотные выводы.
Данную работу можно проводить для 9, 10 и 11 классов это тема: «Безопасность химического эксперимента и ликвидация ЧС».
Такие таблицы можно уменьшить по составу, а можно увеличить, всё зависит от того, что необходимо исследовать и какие выводы сделать.
Такой практикум даёт возможность научить детей быстро и правильно реагировать на ЧС, не бояться опытов по химии. Данная работа помогает приблизить химию к настоящей жизни и научить детей правилам по технике безопасности на практике, ребята более полно воспринимают материал, понимая, зачем это изучается.
После практической работы каждая группа делится своими результатами с классом и записывается общий вывод по результатам проделанных опытов.
Библиография