Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

История докомпьютерной эпохи

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 428

Черногорская Наталья Николаевна, учитель информатики и ИКТ

Цели урока.

  1. Познакомить с историей развития вычислительной техники.
  2. Развивать память, мышление, речь.
  3. Воспитывать любовь к предмету.

Задачи урока.

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.

Образовательная – познакомить учащихся с историей развития вычислительной техники от до компьютерной эпохи до современного компьютера.

Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, мышления.

Оборудование: Презентация, созданная в программе PowerPoint (Презентация), счеты.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

3. Закрепление материала.

4. Подведение итогов урока.

5. Задание на дом.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с открытиями и изобретениями, связанными с развитием вычислительной техники. В течение урока я буду иллюстрировать ваши сообщения слайдами. По ходу урока вам нужно будет заполнить следующую таблицу:

Дата Устройство Изобретатель Назначение и функции устройства

Итак, начнем.

С древнейших времен люди пытались понять окружающий их мир и использовать свои знания для защиты от всевозможных бедствий. Они заметили, например, что отливы и приливы связаны с различными положениями Луны, и у них возник вопрос “А можно ли построить математический закон изменения положения Луны, и, используя его прогнозировать приливы?”. Ученые составляли огромные таблицы, где фиксировали изменения лунных положений, которые использовались для проверки верности предлагаемых различных формул движения естественного спутника Земли. Такая проверка опиралась на огромное число арифметических вычислений, требовавших от исполнителя терпения и аккуратности. Для облегчения и ускорения своей работы люди стали придумывать различные вычислительные устройства.

- Как вы думаете, что представлял собой первый счетный инструмент?

Ответы учащихся …

Сообщением: Счет на пальцах. (Приложение 1)

(По ходу рассказа учащиеся пробуют счет на пальцах: таблица умножения на 9).

- На пальцах считать удобно, вот только результат долго хранить нельзя. Не станешь же целый день ходить с загнутыми пальцами. И человек догадался, что для счета можно использовать все, что попадется под руку: камешки, палочки, веревки и так далее.

Например, пасет пастух стадо овец, а на поясе у него висит веревка с узелками – сколько овец в стаде, столько и узелков. Родился ягненок – завязал пастух еще один узелок. Утащили волки двух овец – развязал два узелка.

Сообщение: Счет на узелках. (Приложение 2)

- С развитием цивилизации появились различные приемы счета. Они были необходимы и купцам, и сборщикам налогов, и ремесленникам и ростовщикам. Искусством счета владели только специально обученные люди, которых называли счетчиками. Они использовали счетный инструмент – абак. Абак называют первым механическим компьютером, который получил распространение в 5 веке до нашей эры в Греции и Египте.

Сообщение: Абак. (Приложение 3)

(В конце сообщения учащиеся выполняют простейшие операции сложения и вычитания чисел на счётах).

- Шло время, и потребности людей в обработке числовой информации возросли. Первые идеи механизации вычислительного процесса появилась в конце XV – начале XVI веков. Об этом свидетельствует найденный в конце 60-х годов прошлого века эскиз суммирующего устройства, разработанный еще Леонардо да Винчи.

Сообщение: Суммирующее устройство Леонардо да Винчи. (Приложение 4)

- В XVII веке физики и астрономы столкнулись с необходимостью произведения сложных и громоздких вычислений. Им требовались машины, способные выполнять большой объем вычислений за малое время и с высокой точностью. К этому времени относится созданная молодым французским математиком и физиком Блезом Паскалем, первая счетная машина, паскалина.

Сообщение: Машина Паскаля. (Приложение 5)

- Немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц, развив идею Блеза Паскаля, создал механический арифмометр.

Сообщение: Арифмометр Готфрида Вильгельма Лейбница. (Приложение 6)

- На принципе ступенчатого вала в 1874 году, петербуржским механизатором Вильгортом Теофилом Однером была создана новая конструкция числового колеса с выдвижными зубьями.

Сообщение: Числовое колесо и арифмометр Однера. (Приложение 7)

- Арифмометр, был предшественником современного калькулятора, был средством механизации вычислений. Человек, производя вычисления на таком устройстве, сам управляет его работой, определяет последовательность выполняемых операций. Мечтой изобретателей вычислительной техники было создание считающего автомата, который бы без вмешательства человека производил расчеты по заранее составленной программе. Автором первого проекта вычислительного автомата был профессор Кембриджского университета Чарльз Бэббидж.

Сообщение: Аналитическая машина Чарльза Беббиджа (Приложение 8), Ада Лавлейс. (Приложение 9)

- Итак, если Чарльз Беббидж был первым, кому пришла идей использовать перфокарты применительно к вычислительной технике, то первым кто практически реализовал эту идею, был американский инженер Герман Холлерит, разработавший машину для обработки результатов переписи населения.

Сообщение: Табулятор Германа Холлерита. (Приложение 10)

3. Закрепление материала.

1. Реши анаграммы и найди фамилию ученого, не имеющего отношение к вычислительным машинам:

1. ЖБИБДБЭ

2. ТЮОННЬ

3. КСЛААПЬ

4. БЕНЦИЙЛ

Ответ: 2 (НЬЮТОН)

2. Выбери к определениям понятия из списка:

1. Арифмометр

2. Абак

3. Бэббидж

4. Лавлейс.

А. Приспособление для счета. (Ответ: 2)

Б. Изобретатель аналитической машины. (Ответ: 3)

В. Механическое счетное устройство. (Ответ: 1)

Г. Создал первую программу. (Ответ: 4)

4. Подведение итогов урока.

В каком порядке были изобретены следующие устройства: табулятор, аналитическая машина, арифмометр, перфокарта?

Кто является первым программистом?

Назовите ученых, которые внесли неоценимый вклад в развитие и вычислительных устройств.

Абак – это средство хранения или обработки информации? Почему?

В чем различие между первым и третьим поколением ЭВМ?

От чего зависит смена поколений ЭВМ?

5. Задание на дом.

1. Учебник под редакцией Н.В. Макаровой “Информатика. Базовый курс”: стр. 324-328.

2. Конспект.