Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Между нами, мальчиками! Урок технологии в 8-м классе в рамках предметной недели эстетического цикла

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 233

Семенова Римма Рамзисовна, учитель технологии и черчения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (142,67 МБ)


Класс: 8

Межпредметные связи: литература, история.

Форма проведения урока: видеомастер-класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Время проведения: 2 академических часа (90 минут).

Образовательные цели: ознакомить обучающихся с домашними обязанностями мальчика в семье, научить гладить рубашку, завязывать галстук, пришивать пуговицу.

Развивающие цели: развить творческие способности у учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий; развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные цели: формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических качеств личности, воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, умение работать в группе, формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности каждого за конечные результаты, осознать свою установку на будущую семейную жизнь.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, видеоматериалы по мастер классам, ручки, листочки для анкетирования, пуговицы, швейное изделие, нитки, наперсток, ножницы, игольница, утюг, гладильная доска, мужская рубашка, вода для глажки изделия, мужской галстук, зеркало, инструкционные карты.

Ход урока

1. Оргмомент (слайд 2) - ребята рассаживаются по подгруппам.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о ваших домашних обязанностях (слайд 3), тем более в преддверии такого замечательного праздника как Международный женский день это особенно актуально, а также научимся нужным и полезным делам.

2. Актуализация знаний.

Домашние обязанности должны быть у всех. Кто-то в семье подразделяет их на "мужские и женские", кто-то нет. Давайте проверим, а как вы относитесь к такому распределению? Представьте, что вы глава семейства...

Тест "Готовы ли вы к семейной жизни?" (слайд 4)

Отметьте в приведённом ниже в перечне то, что вы считаете или будете считать в своей дальнейшей семейной жизни своими домашними обязанностями:

1. Забота о детях.
2. Проверка домашнего задания.
3. Посещение родительских собраний.
4. Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.
5. Организация детских торжеств в саду и в школе.
6. Организация семейных праздников.
7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.
8. Выполнение тяжёлой физической работы по дому.
9. Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности.
10. Покупка продуктов.
11. Уборка квартиры.
12. Стирка белья.
13. Текущий ремонт квартиры.
14. Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)
15. Поддерживание контактов с соседями.
16. Планирование семейного бюджета.
17. Оплата коммунальных услуг и электроэнергии.
18. Покупка одежды и обуви.
19. Покупка мебели, бытовой техники.
20. Кормление и уход за домашними животными.

Обработка результатов теста (слайд 5).

Каждый отмеченный пункт - 1 балл.

- 5 и менее баллов - вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника.

Да, вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

- от 6 до 14 баллов - у вас нет особых причин для тревоги, но всё же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга.

- от 15 и более баллов - вы полностью готовы к семейной жизни.

Узнали? Вот теперь сделайте вывод: может что-нибудь нужно изменить в своих взглядах, в своём поведении...

3. Сообщение новых знаний.

1) Хозяйственные обязанности мальчиков в крестьянской семье (слайды 6-8).

С 6 - 7 лет у ребенка появлялись устойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку - к женским. Например, в Симбирской губернии в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом, в 8 - пасти лошадей, запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге, в 9-10 - бороновать, в 12 - пахать, а в 16-17 - косить. Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. Ребят с раннего детства привлекали к промысловым занятиям. Рыболовство, сбор ягод и добыча кедровых орехов. В ходе них они знакомились с природой, учились лучше ориентироваться на местности.

К 14-15 годам основные промысловые, навыки были переняты. Отправлявшийся весной на промысел отец не боялся оставить сына этого возраста промышлять в лесу одного. Подрастая, мальчики переходили в разряд юнг и прибрежных ловцов, которые уже имели свой пай и вносили значимую долю в семейный бюджет. Взрослые относились к ним с уважением и ласково называли "кормильцами".

К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях. Имея заработок, такой подросток частично тратил его на себя, подготавливая возрастной наряд для гуляний, без которого он не мог бы считаться завидным женихом.

2) В современной городской семье (слайд 9) объем женской работы по дому: приготовление пищи, уборка, воспитание детей, остался на том же уровне, что и много лет назад, а вот мужской работы в доме становится все меньше, не нужно охотиться, заготавливать на зиму сено и дрова. Но мальчику необходимо проявлять свою активность, физическую силу в домашних делах, и надо дать ему такую возможность: пусть стучит молотком, сверлит, вешает полочки.

Для самой лучшей в мире мамы мальчику очень хочется делать приятное и полезное, конечно. Но при этом очень важно не "уронить" своего достоинства: вдруг это дело - совсем не "мужское"? Настоящий мужчина должен уметь все (слайд 10) - если эту мысль мальчику внушать с детства, то в дальнейшем у него не будет сомнений насчет того, "мужское" ли это дело - мыть посуду? Безусловно, лучшим подтверждением этой идеи могут быть действия папы. Но если в силу обстоятельств папа хорошо умеет только разговаривать по телефону или работать на компьютере, что тоже важно, конечно, надо брать инициативу в свои руки.

Посмотрите на слайд 11 - какая картинка вам больше по душе? И часто ли по этому поводу в вашей семье возникают споры? И кто все-таки чаще выполняет по дому работу? Конечно - мама!!!

3) Ребята, для любого из нас мама - самый родной, дорогой человек на свете, давший самое ценное - это жизнь (слайд 12,13).

- Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающий из года в год, незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И всё ради вашей пользы и блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни.

Руки мамы (читает ученик)
Андрей Дементьев

Руки мамы...
Люблю их с детства.
Где б дорога моя ни шла,-
Никуда мне от них не деться,
От душистого их тепла.
Руки мамы...
В морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы, любя...
С этих рук я увидел Родину,
Так похожую на тебя,
Мама...

Ответить маме мы сможем достойно только благодарностью и своей ежедневной помощью в домашних делах, и наш урок поможет вам в этом (слайд 14).

Сегодня мы научимся пришивать пуговицы, гладить рубашки и завязывать галстуки.

4) Как пришить пуговицу? (просмотр видеоролика, вводный инструктаж) (слайд 15, 16 ).

Закрепление: группа "Пуговицы" - изучение Приложения 1 (раздать обучающимся).

5) Как погладить рубашку? (просмотр видеоролика, вводный инструктаж) (слайд 17)

Закрепление: группа "Рубашки" - изучение Приложения 2 (раздать обучающимся).

6) Как завязывать галстук? (просмотр видеоролика, вводный инструктаж) (слайд 18)

Закрепление: группа "Галстуки" - изучение Приложения 3 (раздать обучающимся).

4. Физминутка (слайд 19)

5. Практическая работа (слайд 20, звучит музыка оркестра Моля Мория "Мама").

Правила охраны труда при работе с иглой, ножницами, утюгом.

Групповая работа:

Текущий инструктаж, работа по группам, по инструкционным картам.

Анализ и оценка работ.

6. Домашняя работа. Как погладить брюки? (просмотр видеоролика) (слайд 21).

7. Заключение (слайд 22) (уборка рабочих мест).

Какой будет ваша семья: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, - покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. Я думаю, в ходе данного урока у вас сформировалось позитивное отношение к семье и домашним обязанностям в ней. Мы овладели знаниями, умениями и навыками самообслуживания.

Я хочу закончить урок словами В.А.Сухомлинского: "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать и помогать друг другу".

Благодарю за участие, за вашу активность (слайд 23). Мне было приятно с вами общаться.