Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок по теме Неметаллы и их соединения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 305

Докучаева Елена Семеновна, учитель химии

Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.

Задачи урока:

  1. Образовательные: развивать навыки самостоятельной работы, умения работать с большим объемом информации, выбирать главное, применять полученные знания при выполнении заданий.
  2. Развивающие: развитие мышления, совершенствование умственной деятельности.
  3. Воспитательные: формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, умения контролировать свою деятельность.

Данный урок проводится после изучения темы “Неметаллы” (по программе Л.С.Гузей) в 10 классе с применением “проникающей” технологии компьютерного обучения.

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”. (А.Дистервег)

Оборудование.

  1. Мультимедиа учебный курс “Общая и неорганическая химия”
  2. Учебник Л.С.Гузей. Химия. 10класс. М.: Дрофа, 2002.
  3. Таблица “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”

Ход урока

I. Организационный момент (объявление темы, цели и девиза урока)

II. Актуализация знаний. (эмоциональный настрой) - буквенный тест.

Задание: выберите букву, соответствующую правильному ответу, и прочтите фразу-напутствие на сегодняшний урок.

1.Где расположены химические элементы – неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:

У) в главных подгруппах;
Ф) в побочных подгруппах;
Х) в главных и побочных подгруппах?

2.Какая электронная формула отражает строение атома металла:

Г)…2s1
Д) …3s23p5
E) …4s2 3d3 ?

3.Какой из атомов неметаллов не может переходить в возбужденное состояние:

А) азот
Б) хлор
В) сера?

4. Молекула аллотропного видоизменения углерода – графита:

Х) одноатомна
Ц) многоатомна
Ч) полимерна ?

5. Какой вид химической связи в простых веществах, образованных атомами неметаллов:

Ж) ковалентная полярная
З) ионная
И) ковалентная неполярная ?

6. Какой тип кристаллической решетки у (Si)n:

А) молекулярная
Б) ионная
В) атомная?

7. Какую степень окисления имеет азот в соединении HNO3:

П) +3
Р) +5
С) -3?

8. Какой из перечисленных элементов обладает наиболее ярко выраженными окислительными свойствами:

А) кислород
Б) хлор
В) сера?

9. Как изменяется химическая активность неметаллов в периоде:

А) уменьшается
Б) увеличивается
В) не изменяется?

10.Как изменяются кислотные свойства водородных соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S – HCl :

Н) ослабевают
О) усиливаются
П) не изменяются?

11.Какой из перечисленных оксидов обладает наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:

Р) Br2O7
C) I2O7
T) Cl2O7?

12. Какая из перечисленных кислот самая сильная:

Е) HClO4
Ж) H2SO4
З) HIO4?

13.С каким настроением Вы пришли на урок:

!) хорошим
.) плохим
?) отвратительным?

Обсуждаем результаты работы и делаем проверку через проектоскоп.

(Ответ: Удачи в работе!)

Отметьте на листе самоконтроля результаты выполнения буквенного теста.

III. Работа с мультимедиа CD-ROM “Общая и неорганическая химия”.

Предлагаю занять места у компьютеров и включиться в работу по выполнению план-задания .

Выдаются план-задания разного уровня сложности.

Выдаются листы самоконтроля и самооценки знаний (приложение 1)

План-задание №1.

Цель: обобщить и закрепить знания о свойствах металлов и их соединений.

№ п/п Этапы работы Рекомендации
1. Повторите раздел “Азотная кислота”. Обратите внимание на особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами.
2. Повторите разделы “Химические свойства хлора”,

“Кислородсодержащие кислоты хлора”.

Обратите внимание на взаимодействие хлора с холодным и горячим раствором щелочи.
3. Включите меню “тест”, режим – “прохождение теста”.
4. Выполните те задания теста, которые вы считаете более доступными для себя. Пользуйтесь записями в тетради. Обсуждайте варианты ответов в парах.

Следите за временем!

5. Отметьте на листе самоконтроля результаты тестирования.
6. Пройдите тест повторно, используя карточку-подсказку. Делайте в тетради необходимые записи.
7. В листе самоконтроля выставьте итоговую отметку.

План-задание №2.

Цель: обобщить и закрепить знания о свойствах металлов и их соединений.

№ п/п Этапы работы Рекомендации
1. Выполните последовательно задания 1-10 теста. Если испытываете затруднения, попробуйте “полистать” теорию.

Следите за временем!

2. Отметьте на листе самоконтроля результаты тестирования.
3. Пройдите тест повторно, используя карточку-подсказку. Делайте в тетради необходимые записи.
4. В листе самоконтроля выставьте итоговую отметку.

План-задание №3.

Цель: обобщить и закрепить знания о свойствах металлов и их соединений.

№ п/п Этапы работы Рекомендации
1. Включите меню “опыт” и выполните опыт №1. Вспомните качественные реакции на ионы Fe3+, NH4+, Cl-, CO32-
2. Оцените результаты своей работы в листе самоконтроля.
3. Выполните последовательно все задания теста. Пользуйтесь записями в тетради, теоретическим материалом электронного учебника.
4. Отметьте на листе самоконтроля результаты тестирования.
5. Пройдите тест повторно, используя карточку-подсказку. Делайте в тетради необходимые записи.
6. В листе самоконтроля проставьте итоговую отметку.

В ходе работы прерываемся на релаксационную паузу ( зарядка для глаз с цветовыми карточками) под музыку “Звуки природы”.

. Собираю листы самоконтроля и самооценки знаний.

IV. Домашнее задание: составить контрольную работу по теме “Неметаллы и их соединения”.

V. Рефлексия.

И, как всегда, уходя с урока, продолжите фразу: “Уходя с урока , я хочу сказать …”

Приложение 1.

Лист самоконтроля и самооценки знаний по теме “Неметаллы и их соединения”

ФИ учащегося ______________________

п/п

Задания Количество ошибок Оценка
1. Буквенный тест
2. Опыт №1 (для группы №3)
3. Контрольный тест
Итоговая отметка

Приложение №2.

Карточка-подсказка.

1. С увеличением концентрации азотной кислоты восстановление идет в следующей последовательности: NH4NO3, N2, N2O, NO, NO2

2. Ответ № 2.

3.

HCl + P4O10 Cl2 + H2 Cl2 + KOH KClO3 + t
HCl + MnO2 Cl2 + P4O6 KClO3 + t KClO4 + t

4. FeSO4 • 7H2O

Красно-коричневый

Fe2O3

H2SO4

5. Вместо вопросов: 4, 2, MgCl2, SiH4, 4, 5, 2, N2, 6, H2O, 3, H2O, 6, NaCl, 3, CO2, 2

6. А – электролиз

B – H2

C – O2

D – H2O

E – CO2

F – Al2(SO4)3

7. Вместо вопросов: Cl2, HCl, NaOH, NaOCl, NaOH, H2O, NaOH, NaOH, H2O

8. Ответ № 2 и 4.

9. Na2O2, Na2O, NaN3

10. Вместо вопросов: Ca(ClO)2, H2O, Ca(ClO3)2, H2O, CaCl2

11. Ca2+, CaCO3, Mg2+, Mg(OH)2, MgO

12. CO2, 14CaO, 9Ca

Ответ № 3.

13. Ответ № 2.

14. Вместо вопросов: C, CO, H2O, CO2, Cl2, HCl, O2


x