Цель: сформировать осмысленное отношение к экскурсии в г. Тобольск на родину Д.И. Менделеева.
Задачи:
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; компьютеры, проектор; 2 стаканчика, носовой платок, спички, щипцы, лучинка.
Реактивы: спирт, вода.
Подготовительный этап.
План мероприятия.
Мероприятие сопровождается презентацией (Приложение 1).
1 ведущий.
Закон великий он открыл,
Наш русский химик Менделеев,
На много лет опередил
Других известных корифеев.
Его закон, как свет, большой
Путь науке осветил,
И мир живой и неживой
Нам тайны атома раскрыл.
Сегодня мы поговорим о великом русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, нашем земляке, авторе периодического закона и Периодической системы (Слайд 1).
2 ведущий. Начинаем наш конкурс. Для начала представим самое справедливое жюри (в состав жюри входят учащиеся 10–11-х классов). Познакомимся с участниками. И так команды представляют себя (название и девиз).
1 ведущий 1 конкурс “Жизнь и творчество Д.И. Менделеева”. Вы представляете заранее подготовленные презентации и задаете вопросы соперникам. Жюри оценивает вашу работу по 5-ти бальной системе.
Примерные вопросы.
2 ведущий. Жюри готово подвести итоги 1 конкурса.
1 ведущий. Закон Д.И. Менделеева имеет графическое выражение в виде периодической системы химических элементов. Он не может быть записан в виде сочинения по литературе, какой-либо математической формулы или уравнения. Периодическая система может быть представлена разными видами таблиц (учитель показывает коротко- и длиннопериодный варианты). Таким образом, перефразируя высказывания великого поэта, можно сказать: “Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический закон”.
2 ведущий. Наш 2 конкурс “Открытие периодического закона”. Вам дано 4 вопроса. Через 7 минут вы должны ответить на них, используя печатные издания и ресурсы Интернета. Полный ответ на каждый вопрос - 2 балла.
Вопросы
(В это время игра с болельщиками.)
1 ведущий. А мы поиграем с болельщиками. Приложение 2 [3].
1 ведущий. Вы знаете, что основой периодической системы являются химические элементы.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
2 ведущий. Этимология названий химических элементов различна. Элементы названы в честь небесных тел, заимствованы из мифологии, в честь различных государств или частей света или в честь великих ученых. Наш 3 конкурс “Химия +география + астрономия”
1 ведущий. Первая команда называет химические элементы, названные в честь стран и городов; а вторая – названных в честь планет (за каждый названный элемент – 0,5 балла, время на обдумывание -2 минуты)
2 ведущий. Пока команды работают, поиграем с болельщиками. Отгадайте загадки.
Элемент я очень важный
На земле меня не счесть:
Мрамор, мел, карбид возьмите,
В соде пищевой я есть.
Знает весь меня народ
Ведь зовусь я … (углерод)
Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень-очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня (хлор)
Мы живём в соседях дружно,
Что нам в жизни очень нужно.
Алюминий – мой сосед,
А вот литий, калий – нет.
Натрий тоже мне сосед,
Хоть реакций сходных нет.
А всё только потому,
Что в одном мы с ним ряду.
Я – металл, меня ты знаешь,
И, конечно, угадаешь?! (магний)
Можем как на физзарядке
Рассчитаться по порядку.
Пятый номер мой, друзья,
Догадались, кто же я? (бор)
Он бесцветен и невиден,
Но в природе столь обыден,
Ведь находится везде:
В почве, воздухе, воде.
Без него бы человек
Не прожил бы и вовек.
В общем, это элемент,
Важней какого нет.
Ну, а если кто решил,
Что все это – водород,
Тот, конечно, поспешил,
Ведь загадан – ... (Кислород)
1 ведущий. Химия не возможна без практического применения. Д.И. Менделеев провел обширные исследования в области растворов. 4 конкурс “Волшебный платок”.
Приглашаются по 2 участника от каждой команды. Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как, используя эти вещества, сжечь носовой платок, чтобы он остался целым и невредимым.
Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим [4].
2 ведущий. Мы продолжаем наше “Путешествие по периодической системе” (5 конкурс). Для участия в этом конкурсе по 3 представителей от каждой команды рассаживаются за компьютер. (На компьютерах установлен диск “Репетитор по химии Кирилла и Мефодия” тема “Периодический закон и периодическая система”) Вам предлагается за 4 минуты в интерактивном режиме ответить на предлагаемые вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл [5].
1 ведущий. Уважаемые болельщики. Периодический закон – это основной закон химии. Проверим, насколько хорошо вы знаете биографию нашего земляка. Отвечая на вопросы, вы получаете жетоны. Вопросы болельщикам.
3 Болельщика, набравших наибольшее число жетонов получают “5”. Жюри подводит итоги.
Учитель. Участники победившей команды и активные болельщики получают “5”. В их честь звучит музыка.
Закончить нашу игру хотелось бы словами Д.И. Менделеева “Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем”.
Использованная литература: