Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Коррекционная педагогика ОБЖ

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 332

Чернышева Ольга Геннадиевна, педагог дополнительного образования

Целью занятий детских объединений с детьми–инвалидами является расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем.

И что такое туризм в вашем понятии? Это палатки и костры, песни под гитару, выходы за город и т.д.

Что такое занятие туризмом для наших детей? Это не только палатки, костры, походы и отдых в зимних и летних лагерях, а также участие в различных соревнованиях по технике пешего и водного туризма, спортивное и парковое ориентирование районного, городского и республиканского масштаба.

Это прежде всего формирование интеллектуального развития детей, страдающих умственной отсталостью различной степени, самореализации ребенка как личности, ориентированного на социальную адаптацию в общество, формированию адекватного поведения и самооценки, повышению уровня самостоятельности и самообслуживания, творческое развитие, а также создание условий для личностного самобытного развития каждого воспитанника; умственное, духовно-нравственное, эмоциональное, физическое, творческое развитие, патриотическое воспитание, помощь в формировании его активной жизненной позиции . Цель занятий туризмом – это не только расширение знаний об окружающем мире с помощью предмета «туризм и краеведение». Также это:

– Расширение жизненного пространства.
– Снижение уровня потребительства и иждивенчества.
– Усвоение учащимися повседневно-бытовых знаний и умений.
– Формирование основ здорового образа жизни.
– Трудовое воспитание.
– Воспитание бережного отношения к богатейшему наследию наших предков.
– Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну.
– Занятия туризмом способствуют умственному развитию личности каждого воспитанника.

Через туризм происходит социальная адаптация и физическое развитие (это регулярные тренировки по общей физической и специальной подготовке на базе школы, городского центра. В бассейне мы занимаемся плаванием, где не только учимся плавать, но и отрабатываем технику плавания. Практические занятия проводятся на полигонах лесопарков города.

В настоящее время занятия ведутся по программе, разработанной на основе типовых программ и измененной с учетом специфических особенностей у детей, с умственной отсталостью и рассчитана на 5-летнее обучение (6 и 7 года (если есть 11 и 12 классы) занятия основываются на закреплении пройденного раннее).

Главная цель моих занятий – это формирование интеллектуального развития детей с различной степенью умственной отсталости, ориентирование на социальную адаптацию в обществе. Также это сочетание наиболее важных направлений дополнительного образования – познавательного, спортивного и оздоровительного, а также расширение знаний об окружающем мире через туризм и краеведение; усвоение учащимися повседневно – бытовых знаний и умений и формирование основ здорового образа жизни.

В течение многих лет воспитанники отдыхают активным отдыхом: летом ходят в многодневные походы, сплавляются по рекам Башкирии, отдыхают в туристических лагерях для детей-инвалидов .и в учебно-тренировочном водном лагере «Бригантина», зимой выезжают в зимние лагеря и на турбазы. В течение учебного года ребята посещают различные музеи, выезжают в походы выходного дня с посещением пещер.

Ребята принимают участие в Республиканских соревнованиях по технике пешего и водного туризма, по ориентированию среди детей с ограниченными возможностями. Также учащиеся участвуют в районных и городских соревнованиях по технике пешего, водного и лыжного туризма, а также и по ориентированию среди учащихся общеобразовательных школ.

Наблюдая не один год за своими воспитанниками, которые страдают умственной отсталостью различной степени, я выявляю в первые годы обучения их отрицательные качества, как неадекватность поведения, психическую неуравновешенность, плаксивость, они легко поддающими панике, неуверенные в своих силах, умении, знаниях. У многих практически отсутствуют навыки самообслуживания.

В своей работе основываюсь на знаниях психологического портрета ребенка с заболеванием умственной отсталости различной степени (олигофренией).

Утрата нормальной функции телесного органа или анализатора в детском возрасте нарушает естественный ход психического развития ребенка и приводит к возникновению социальных и психологических отклонений. Ребенок с задержкой психического развития или умственной отсталостью различной степени – это ребенок, страдающий нарушением мозговой деятельности, а значит и недоразвитием и искажением развития психики с ведущими признаками недостаточности высших познавательных функций, стойко выраженным снижение познавательной деятельности ребенка и качественные изменения всей психики и личности в целом, возникающие на основе органического поражения центральной нервной системы.. Умственная отсталость является специфическим состоянием. Такой ребенок имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающими в сфере познавательных процессов, особенно – в словесно-логическом мышлении. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познавательной сфере («Специальная психология» под редакцией В.И.Лубовского).

Развитие олигофрена определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – ближайшее окружение ребенка; семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит свое время.

Поэтому важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально – волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении знаний и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее.

У ребенка с деменцией (слабоумием) умственная отсталость возникает в возрасте после 2 лет и встречается редко и может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью, при благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторого замедления этого процесса и иметь хорошие результаты в процессе обучения и воспитания. Дети с «деменцией» быстрее схватывают учебный материал, обладают в большей степени логическим мышлением, что положительно сказывается на эмоционально – волевой сфере.

Большинство детей обучаются в школах-интернатах, где в замкнутом коллективе, ограниченном рамками школы и дома пространстве, в условиях постоянной регламентации поведения они вынуждены большую часть своего времени проводить с детьми, страдающими таким же заболеванием. Каникулы проводят или дома, или в деревне, где никто ими не занимается целенаправленно.

Из-за пребывания в ограниченном пространстве, большинство учащихся старших классов не владеют навыками самостоятельного передвижения по городу, не умеют собирать необходимую для решения практических задач информацию. Также пребывание детей в среде, ограничивающей контакты с внешним миром, обедняет условия для приобретения собственного опыта, недостаточность которого обусловливает низкий уровень социальной компетентности, что в последствии нарушает процесс включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. У многих детей вырабатываются инфантилизм, эгоцентризм и иждивенчество.

Важно помочь ребенку в период детства адаптироваться к этой ситуации. Редкие посещения театров, цирка не дают полного представления об окружающем мире. Это накладывает отпечаток на психическое развитие ребенка, эмоционально-волевую сферу.

«...Главной целью в обучении воспитанников в туристском объединении является формирование и развитие знаний, умений, навыков, необходимых для пребывания в подобных туристских лагерях, а также несложных походах. Некоторый дополнительный запас туристских знаний, умений и навыков по преодолению природных препятствий необходим для тех, кто по уровню психофизических возможностей способен участвовать в экскурсиях к относительно доступным природным объектам в рамках туристского лагеря или водного похода». (Ахметшин A.M.).

Занятия проходят и в классах, и в спортзале школы. Также группы в течение учебного года занимаются в парковой зоне города, где проходят практические уроки по технике пешего и лыжного туризма, и ориентированию.

Физическая подготовка занимает важное место в подготовке воспитанников, чему способствуют занятия на скалодроме, в бассейне.

Практикуются выступления на соревнованиях по различным видам туризма (пешего, горного, лыжного и водного) в течение всего года не только среди детей с ограниченными жизненными возможностями , но и среди учащихся общеобразовательных школ.

В результате моей педагогической деятельности ребята приобрели навыки и умения, которые им могут пригодиться в дальнейшей самостоятельной жизни:

  1. Подготовка к туристскому лагерю (походу): расчет питания, личного и группового снаряжения, укладка рюкзака;
  2. Соблюдение правил техники безопасности во время пребывания в лагере во время купания, приготовления пищи, заготовки дров, прогулок;
  3. Организация быта – заготовка дров; разжигание костра, приготовление пищи на костре, установка палатки и тента, окапывание палатки; стирка белья.
  4. Соблюдение принципов бесконфликтного существования.
  5. Соблюдение правил личной гигиены.
  6. Поведение при основных типах чрезвычайных происшествий – проливных дождях, наводнениях и так далее;
  7. Ориентирование на местности по местным признакам, по компасу и карте;
  8. Первая доврачебная помощь в походе. Самоконтроль.
  9. Знание лоции реки и умение применять эти знания на практике ( на сплаве, в участии в соревнованиях по технике водного туризма).
  10. Умение применять приобретенные навыки, в участии в соревнованиях по технике пешего и лыжного туризма.
  11. Умение применять приобретенные навыки в повседневной жизни.

Краеведческая работа организована не только через беседы, но и через экскурсии в музеи, поездки в пещеры.

Что такое ориентирование? Это не только бег в заданном направлении. Это самостоятельное решение многих задач, как: ориентирование по карте, нахождение контрольного пункта, определение правильного контрольного пункта по тайм-аут, знание топознаков, умение работать с компасом и т.д. Здесь нам помогают знания таких предметов, как математика, чтение, биология, география.

Также в программу занятий туризмом входит оказание первой медицинской помощи. Представленные мною уроки апробированы на учащихся с диагнозом «задержка психического развития», но и на учащихся из общеобразовательных школ. Именно занятия туризмом, где в программу включены различные разделы школьных предметов, таких, как математика, чтение, развитие речи, география, физическая культура, ОБЖ, СБО (социально-бытовая ориентация), трудовое обучение, история, культура Башкортостана помогают учащимся школ легче и глубже усвоить школьные предметы.

Урок разработан для занятий по программе «Активный туризм» с детьми с ограниченными жизненными возможностями с диагнозом «олигофрения». У данных воспитанников «олигофрения» имеет различную степень: от легкой до имбецильной с сопутствующими заболеваниями, такими, как: ДЦП, недоразвитие верхних и нижних конечностей и т.д.

Все воспитанники занимаются туризмом при МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Уфы Республики Башкортостан с педагогом дополнительного образования Чернышевой Ольгой Геннадиевной.

План-конспект может быть использован на уроке ОБЖ.

Данный план-конспект разработан с учетом особенностей развития детей с ОЖВ с диагнозом «умственная отсталость», но был апробирован и на воспитанниках, не имеющих диагнозов УО., т.е. его можно использовать на занятиях с детьми с сохранным интеллектом, но более младшего возраста.

Цель: Формирование знаний и умения оказать первую медицинскую помощь.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип занятия: беседа, практическое занятие.

Место проведения занятий: класс или спортзал

Возраст детей: 13–15 лет.

План занятия:

1. Организационная часть (1 мин)
2. Основная часть (15 мин)

– беседа о видах перелома.
– беседа о видах кровотечения, об остановке кровотечения.
– беседа о наложении шин из подручного материала.

3. Закрепление пройденного материала: (20 мин).

– Практические занятия с закреплением теоретической части (закрытый и открытый переломы ноги, наложение жгута, сооружение и наложение шин.).

4. Подведение итогов. Анализ занятия (2–3 мин)

Занятия проводятся с перерывом 10 мин через каждые 25 мин. занятия.

Методическое обеспечение:

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята. Все мы с вами знаем, что человеческий организм хрупкий, и никто из нас не застрахован от травм различного происхождения. Травмы мы можем получить и дома, и в школе, на улице, в лесу. Скажите, кто знает, как правильно оказать первую медицинскую помощь?.. – Давайте выясним, что такое перелом?.. – Да, правильно, это нарушение целостности кости. А какие переломы вы знаете? (Открытые и закрытые, сложные, оскольчатые и т.д.) Сегодня тема нашего мероприятия так и называется «оказание первой медицинской помощи при переломах открытых и закрытых на верхних и нижних конечностях». Что мы понимаем под верхними и нижними конечностями человека? (верхние – руки, нижние – ноги).

– Чем отличаются переломы открытые от закрытых? Закрытый перелом не имеет раны, поэтому кровь не течет, только может быть видно, что кость не имеет целостности. Открытый перелом – это повреждение кожного покрова сломанным концом кости, а значит, у нас имеется рана и течет кровь. (см. приложение « как оказать помощь при переломах костей конечностях» Основы медицинских знаний В.Г. Бубнов, Н. В. Бубнова стр. 350–360). Наши с вами действия при закрытом переломе?.. – Да, правильно, мы должны наложить шины на места предполагаемого перелома. Хорошо если есть готовые медицинские шины, то мы их накладываем на перелом, стараясь зафиксировать два близлежащих сустава (выше и ниже места перелома) и перебинтовываем поврежденную конечность. А что делать, если у нас нет медицинских шин?.. В ход пойдет все, что можно найти: и картон, и дощечки, даже просто ветки деревьев, лишь бы они были без сучков и ровные. А при открытом переломе течет кровь. Необходимо остановить кровь, как это сделать? Посмотрите на цвет крови, если она алого цвета и бьет фонтаном, то жгут необходимо наложить выше раны. При темном цвете крови и если кровь течет медленно, то жгут накладываем ниже раны. (см. приложение «что делать при сильных кровотечениях» Основы медицинских знаний В.Г. Бубнов, Н. В. Бубнова стр.326–333), засекаем время наложения. Из чего мы можем сделать жгут при отсутствии медицинского? (Из пояса, большого носового платка и т.д.) Запомните, что нельзя накладывать жгут на голое тело, только на одежду. (Практическое занятие наложения жгута из различных материалов).

– Накрываем рану стерильной салфеткой (см. приложение «как обрабатывать раны на месте происшествия» Основы медицинских знаний В.Г. Бубнов, Н. В. Бубнова стр. 334–337), засекаем время наложения жгута летом на 1–1,5 часа, зимой на 30–45 мин. Накладываем шины, которые сооружаем так же как и при закрытом переломе, перевязываем конечность и стараемся доставить пострадавшего в больницу. (Практическое занятие накладывания шин различного типа).

А теперь, скажите, чему мы с вами научились сегодня на занятии? (мы научились определять виды переломов: открытые и закрытые; определять виды кровотечения: венозное, артериальное; останавливать кровь с помощью жгута и накладывать шины).

Используемая литература:

  1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний 9-11. М. изд. АСТ-ЛТД 1997.
  2. Бабенко С. Учебник выживания. Спецназ.ГРУ. М. ЗКСМО 2008.
  3. Сост. Н.Б. Садикова 1000+1 совет туристу. Школа выживания. Минск Современный литератор. 2005.
  4. Андреев А.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. Казань, 1984.