Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок по истории в 10-м классе по теме: Преобразования Петра I. Петр Великий — чудо или чудовище?

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 541

Алексина Елена Юрьевна, учитель истории

Цель урока:

Оборудование:

Понятийный минимум: регулярная армия, коллегии, Сенат, Синод, империя, протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, губерния.

Важные события:

1695 - 1696 гг.

1697 - 1698 гг.

1700 - 1721 гг.

1703 г.

27 июня 1709 г.

1711 г.

1714 г.

1718 - 1720 гг.

1721 г.

1722 г.

- Азовские походы.

- Великое посольство в Западную Европу.

- Северная война.

- Основание Санкт-Петербурга.

- Полтавская битва.

- Прутский поход.

- Образование Сената.

- Гангутское сражение.

- Указ о единонаследии.

- введение коллегий.

- Учрежден Синод.

- Провозглашение России империей.

- "Табель о рангах".

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. .Постановка проблемного задания (2 мин.)

3. Информационно-поисковый этап (30 мин.)

4. Решение проблемного задания. Подведение итогов (5 мин.)

5. Рефлексивный момент (5 мин.)

6. Задание на дом (1 мин.)

I.

II.

Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.

В статье “Грядущий храм” Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос:

“Что такое Петр? Чудо или чудовище?” Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.

Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

Итак, проблема:

Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

III.

1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:

l-я - приводит факты и примеры положительной оценки реформ.

2-я - оппоненты, то есть находят недостатки реформ.

Вопросы для дискуссии:

а) экономические реформы,

б) социальная политика,

в) внешняя политика (отрывок из “Полтавы”, музыкальное оформление),

г) культура.

Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В течение урока каждый работает на индивидуальных листах.

! В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - (2')

2) Выполняют задание на доске по вариантам:

Соотнесите событие и дату. Из полученных букв составьте слово и объясните его значение.

I вариант

1. Основание Санкт-Петербурга

2. Начало Северной войны

3. Прутский поход

4. Учреждение Синода

5. Указ о единонаследии

1711 г. – Н

1721 г. – А

1703 г. – С

1714 г. – Т

1709 г – Е

II вариант

1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л
2. “Табель о рангах” 1711 г.- Л
3. Гангутское сражение 1721 г.- К
4. Учреждение Сената 1722 г.- О
5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я
6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е
7. Ништадтский мирный договор 1696 г.- Г
8. Начало городской реформы 1721 г.- И

Записывают, 2 человека работают у доски, остальные - на месте.

О какой реформе идет речь? (Отвечают)

Продолжим нашу дискуссию. Ваши аргументы “за” и “против”.

3) Задания по группам (по 4 человека) - анализ документов. (Задания прилагаются).

№ 1.

“…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...”

1. О каком документе идет речь?

2. Когда он был принят?

3. В чем его значение?

№ 2

“…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат ….

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…”

1. Чему посвящен этот документ?

2. В чем его значение?

3. Соответствует ли он политике протекционизма?

№ 3

“...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того... тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать”

1. О какой категории работников идет речь в документе?

2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4

“Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить.”

1. О создании чего идет речь в документах?

2. Как этот документ называется?

3. В чем его значение?

№ 5

“Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.

1. Когда были сказаны эти слова Петром?

2. В чем значение этого события?

№ 6

“В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр.”

1. О чем идет речь в документе?

2. В чем значение этого события?

4) Закрепление знания исторических терминов: составление кроссворда из семи терминов.

(Один человек работает у доски, остальные – на месте.)

IV.

- Итак, подведем итоги. Как же можно оценивать реформы Петра I? Ваша позиция: + и - . (Отвечают)

V.

- Рефлексивный момент.

- Попробуйте составить свою программу или дополнения к реформам Петра I так, чтобы было как можно больше положительных результатов и были устранены недостатки.

(Работают на листах.В конце урока сдают работы, учитель оценивает всех учащихся, учитывая устные и письменные ответы.)

VI.

Д/з.: - Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание). Повторить параграфы 41 - 44.