Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Формирование здорового образа жизни в специальном коррекционном учреждении 8 вида

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 315

Залашкова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

(Из опыта работы)

Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно- психическими расстройствами. Почему? Что происходит сегодня?

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Анализ результатов медосмотров с 2000 по 2003г выявил ухудшение здоровья детей в период обучения их в школе, в связи с чем возникла идея разработки “ Здоровьесберегающей программы ” в школе- интернате.

Приоритетными направлениями в работе педколлектива за последние пять лет стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

Главный источник нездоровья – сложившаяся система школьного обучения с преобладанием инструктивно- программирующих методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме систематического сидения, "близорукого" и узкоформатного зрения. В течение всего урока дети практически без движения. За партами при письме они находятся в напряженно-неестественной позе. При традиционной дидактике ученик является принимающим устройством, в закрытом помещении и ограниченном пространстве. Стандартные столы с горизонтальной поверхностью, люминисцентные мигающие лампы, большая нагрузка для детей и мы получаем идеальные условия для возникновения неврозов, деградации здоровья.

Необходимо, чтобы специальная (коррекционная) школа- интернат обязательно работала по программе "Здоровье". Но творческая деятельность педагогов как обычно ограничивается средствами, выделяемыми государством на нужды народного образования. И поскольку в этом не приходится ожидать больших сдвигов, нужно делать то, что возможно. И главное препятствие иное – пассивность самих педагогов, нежелание что-либо менять в привычной системе специального (коррекционного) обучения. Информирование учителей об уровне здоровья детей школы, диагностика, регуляция и коррекция помогает переориентировать сознание учителя. Работая по программе "Здоровье", мы, прежде всего, важное значение придаем практическим шагам по оздоровлению детей, медработники работают совместно с учителями, воспитателями и родителями:

- по данным медосмотра выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и по согласованию с врачом, инструктором по лечебной физкультуре с ними проводится корректирующая гимнастика, массаж. Мы проводим беседы по предупреждению нарушений, информируем воспитателей, родителей, т.к. не всегда они обращают на это внимание. Рекомендуем занятия спортом. Введен спортивный час во вторую половину дня., плавание в бассейне;

- серьезной проблемой для нас остается нарушение зрения у детей. И здесь тоже возможно многое сделать: специальная гимнастика для снятия напряжения зрения по методике Базарного, проведение профилактических бесед помогают в какой-то степени скорригировать зрение у обучающихся. Проблема, конечно, не снята, но то, что можно сделать в рамках школы – мы делаем;

- растет % патологий лор-органов, что требует более пристального внимания: здесь помощник аэрофитотерапия с использованием аппарата Вулкан, проведение бесед о профилактике простудных заболеваний в условиях Сибири, роли закаливания.

Традиционны "Дни здоровья", операция "Зеленая аптека", планируются походы на туристический комплекс “Поднебесные Зубья”. На уроках проводятся оздоровительные минутки (физкультурные, музыкальные), смена видов деятельности. Учителя работают над проблемой устранения перегрузки, дозирования домашнего задания, создания комфортных условий психологического климата. При посещении уроков администрация контролирует выполнение учителем этих моментов оздоровления.

Вопросы охраны и здоровьесбережения детей отражены в общей проблеме нашей школы "Формирование психически, физически и нравственно здоровой личности".

С 2003 года педагогический коллектив работает по оздоровительному направлению через реализацию программы "Основы здорового образа жизни", созданной творческой группой учителей и воспитателей. Необходимость выбора такого направления определена анализом и отслеживанием уровня состояния здоровья детей за последние три года.

Специальное (коррекционное) общеобразовательное школа- интернат № 11 является местом активной деятельности ребенка в течение 9 лет обучения – наиболее интенсивного периода их развития и поэтому в школе- интернате созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учеников. Статистические данные в целом по стране говорят об ухудшении здоровья школьников, значит то, что делается, недостаточно в тех условиях, в которых мы живем. Нужна система оздоровительной работы, а не отдельные мероприятия, и это проблема сложная, комплексная, и мы пытаемся решить ее.

Наш педагогический коллектив идет своим путем, творчески нарабатывает опыт здоровьесбережения.

В чем принципиальное отличие работы школы по оздоровительному направлению от прежней деятельности?

Решение проблемы сохранения здоровья и формирование здорового образа жизни на диагностической основе.

Данные служат основой для планирования работы в отдельных классах, по школе, позволяют определить своеобразные группы риска, требующие повышенного внимания. Из года в год накапливается банк данных, что позволяет вести оздоровительную работу и, исходя из этих данных, делать ее более целенаправленной. В дополнение к методике выявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни проводится отслеживание динамики состояния здоровья, начиная с 1999 года: по общим патологиям и по отдельным заболеваниям. Эти данные позволят создать паспорт здоровья школы, где четко прослеживается динамика заболеваний по годам, что даст возможность делать акцент на тех моментах, где выявляется рост. В каждом классе классный руководитель ведет паспорт здоровья класса, где отражаются сведения о заболеваниях учеников по данным медосмотра, это позволяет в течение 9 лет:

- знать состояние здоровья своих детей;

- ознакамливать учителей класса, воспитателей и родителей о серьезных нарушениях в здоровье детей.

Ранее, когда сведения были только у медработников, не всегда информация была полной. Результаты в паспорте здоровья позволили дать возможность целенаправленно работать с детьми проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в классе, рекомендовать детям занятие спортом, оздоровительные процедуры.

Темы ДРК ( диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в школе:

- здоровье учеников в режиме дня школы- интерната;

- нормализация учебной нагрузки учеников;

- здоровье вашего ребенка (для родителей);

- состояние и уровень комфортности ученика в школе.

По выявленным недостаткам проводится графический и сравнительный анализ, что дает возможность отслеживания эффективности проводимой работы.

В школе с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья ребенка налажена работа родительского лектория с доминирующей тематикой здоровьесбережения ("Здоровый образ жизни семьи – пример для ребенка" ).

Не остается без внимания и профессиональное здоровье учителя. Как переориентировать сознание учителя, обратить его внимание на свой собственный образ жизни? Делаем это через семинар “ Тропинка к своему здоровью”, организованный медицинскими работниками и психологом школы, который проводиться 1 раз в четверть.

Чтобы работать с детьми по здоровьесбережению, учителю важно пополнить свои знания, этому способствуют занятия с такой тематикой:

1. Природная среда Кузбасса и здоровье человека.

2. Движение – основа здоровья.

3. Учитель в школе и его профессиональное здоровье и т.д.

Накопление опыта здоровьесбережения идет не только на уроках, воспитательских часах, но и методобъединениях. В школе работает семинар "Поиск", который помогает сориентироваться в современных подходах к специальному коррекционно- развивающему обучению. Внедряются в практику работы оздоровительные методики и технологии обучения:

- коллективная творческая деятельность учащихся и взрослых;

- внедрение элементов коррекционно- развивающей методики Е.Д.Худенко;

- здоровьесберегающая техология В.Ф. Базарного;

- активные формы обучения;

- дифференцированное обучение, особенно в старших классах.

Изучаются теоретически и проводятся открытые уроки, тематические воспитательные часы об охране здоровья по таким темам:

1. Выполнение санитарно-гигиенических условий.

2. Комфортное эмоционально-психическое состояние учителя и учеников.

Традиционны в школе ежегодные тематические педсоветы, где проводится анализ всей оздоровительной работы в школе, выявляются положительные и отрицательные тенденции.

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача.

Здоровье детей сегодня укрепляем путем создания комфортной здоровьесберегающей среды в школе.

В школе работает психолого-педагогический семинар, где изучаются вопросы психокоррекции, индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации УВП. Психолог школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение в адаптационные периоды в 1,5 классах. Учебный план составлен с учетом работы школы по программе здоровья. В школе соблюдена общая нагрузка учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия организатора, учителей физкультуры, классных руководителей, воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Мы добиваемся того, чтобы это не было эпизодами в школьной жизни, а стало систематической работой. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководит увлеченный человек Сычев О.А.. В течение нескольких лет школа считается самой спортивной школой города, команды занимают призовые места в городских соревнованиях, успешно участвуют в городских соревнованиях. Из года в год увеличивается охват учеников спортивно-оздоровительной работой: более 50% учащихся занимаются в спортивных секциях школы и города. В плане воспитательной работы школы включены и проводятся:

- дни здоровья;

- встречи с медиками;

- беседы на воспитательных часах;

- брейн-ринг "Сохрани себя для дальнейшей жизни";

- смотр внешнего вида учащихся.

Традицией школы стало проведение ежегодно в мае декады "Будь здоров, школьник" с целью привлечения внимания к проблемам сохранения здоровья. Ученики школы вовлекаются в выполнение творческих заданий:

1. "Народная мудрость здоровье" – сбор пословиц, поговорок, стихов, крылатых выражений о здоровье и здоровом образе жизни.

2. Конкурс на лучший рисунок "Какой бы вы хотели видеть свою школу?"

3. Копилка полезных советов для тех, кто не может избавиться от вредных привычек.

Собранные материалы вывешиваются на стенде в школе и, естественно, привлекают внимание всех воспитанников школы.

В школе работает “интим” кружок, с красивым название "Свеча", организованный библиотекарем Полюшко Л.П., где ребята учатся познавать самих себя уходу за своей внешностью.

Педагогическим коллективом нашей школы- интерната накоплен определенный опыт по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Мы считаем, что здоровье детей сегодня можно укрепить путем создания комфортной здоровьесберегающей среды в школе и воспитания внутренней потребности вести здоровый образ жизни.